Череда банкротств в сфере туризма подтолкнула к пересмотру законодательства. Министр культуры Владимир Мединский уже заявил, что одна из причин проблем - нежелание граждан страховать туры.
«Каждый может застраховать свою путевку. Это стоит до 1-2 процентов от ее стоимости. Но, экономя, наш турист будет сидеть и ждать, когда государство будет его вытащит», - заметил министр.
Эксперты «РГ» поясняют, что сейчас туристы покупают медицинские страховки. А новое предложение касается страхования всего договора об оказании туристических услуг, он включает авиаперевозку и проживание в гостинице. Кстати, с такими инициативами эксперты выступали неоднократно.
В частности, об этом говорилось два года назад, когда обанкротился туроператор «Ланта-тур». Но власти инициативы не поддержали, так как были опасения, что комплексная страховка может повысить стоимость туристического продукта. «Если говорить о страховке от невыезда, то это 1-2 процента от стоимости тура. Если же мы имеем в виду страхование всего договора об оказании туристических услуг, то сумма должна составлять не более 5-6 процентов от стоимости пакета», - привел цифры «РГ» вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин. Условно, если взять стоимость среднего тура в 30 тысяч рублей, то сумма комплексной страховки должна составить не более полутора тысяч рублей. На первый взгляд, это немного, чтобы получить гарантию спокойного отдыха, считают эксперты.
Главный вопрос, кто должен платить эти 5 процентов? Некоторые туроператоры настаивают на том, что платить должны туристы, дескать, им же надо страховать свои риски. Есть мнение, что полисы должны приобретаться паритетно. Ряд экспертов предлагает заимствовать механизмы из банковской сферы, в частности, можно перенять опыт Агентства по страхованию вкладов (АСВ) - госкорпорации, страхующей банковских вкладчиков.
Напомним, фонд АСВ на 80,6 процента состоит из страховых взносов банков, 14,1 процента составляет прибыль от инвестирования средств фонда, 5,3 процента - это имущественный взнос РФ. Эту схему можно взять за основу страхования услуг в турбизнесе, считают эксперты. Кроме того, некоторые механизмы можно позаимствовать и в автостраховании. «Но, чтобы все осуществить, надо разработать и принять новый федеральный закон. А на это обычно уходит 1-1,5 года. Впрочем, с учетом нынешних обстоятельств, возможно, закон и созреет», - полагает Юрий Барзыкин.
Сейчас же, напомним, на туррынке функционирует только фонд организации «Турпомощь». Он существует на взносы туроператоров, но деньги из фонда выделяются только на возвращение туристов (на авиаперевозку) в Россию. Кстати, по поводу создания «Турпомощи» в свое время было много вопросов.
Туроператоры называли ежегодные членские взносы в размере 100 тысяч рублей неподъемными. А сейчас, когда в связи с последними банкротствами большая часть средств фонда уже потрачена на эвакуацию туристов, есть вероятность того, что суммы взносов могут быть повышены.
У экспертов туриндустрии есть еще ряд предложений, касающихся регулирования отрасли. Эти инициативы уже были представлены на заседании комиссии по ситуации на туристическом рынке, которая 6 августа прошла в правительстве. В частности, Российский союз туриндустрии предлагает сделать так, чтобы страховое покрытие рассчитывалось исходя из совокупной стоимости оплаченных туроператору заявок и принятых обязательств. Также штрафы за нарушение порядка определения финансового обеспечения должны быть пропорциональны потерям туристов. Сейчас юридические лица штрафуются на сумму от ста до двухсот тысяч рублей. А потери туристов исчисляются сотнями миллионов.
В РСТ предлагают совершенствовать и механизмы страхования ответственности турагентов. Поясним: турагент - это посредник между туристом и туроператором, грубо говоря, точка по продаже путевок. Агентства функционируют за счет комиссий, которые им платят туроператоры за продажу путевок.
Туроператоров, то есть тех, кто организует чартеры, бронирует блоки мест в отелях, обеспечивает туристов гидами в России, более 1700. А агентств, которые продают услуги туроператоров, более 18 тысяч. И деятельность последних сейчас не регулируется.
Еще одно предложение экспертов касается необходимости обязательного предоставления туристу билетов на авиаперевозку в обе стороны и подтверждения оплаты на размещение в отеле. Это надо закрепить законодательно. Впрочем, эксперты советуют требовать эти документы и сейчас. «Когда вы покупаете путевку, вам должны дать на руки договор, в котором указывается оператор, его финансовое обеспечение и срок действия этого обеспечения. Также должна быть прописана сумма страховой компенсации, категорийность отеля и прочее. Помимо этого требуйте маршрутную квитанцию, которая является документом на авиаперевозку, - советует Юрий Барзыкин. - Вам могут сказать, что вы летите чартером, и маршрутной квитанции нет. Так не бывает».
Также для того, чтобы быть спокойным на счет предстоящего заграничного отпуска, надо самостоятельно проверять информацию о вылете и проживании в гостинице, посоветовал в интервью «РГ» врио руководителя Ростуризма Олег Сафонов. Для этого можно позвонить по телефонам, указанным на сайтах авиакомпаний и отелей.
Всероссийский союз страховщиков (ВСС) предлагает сформировать три уровня защиты финансовых интересов для российских туристов. Как сообщил президент ВСС Игорь Юргенс, эта система потребует законодательных изменений с одной стороны и наделения регулирующими полномочиями Ростуризма с другой.
Первый уровень защиты, по мнению Юргенса, должен быть обеспечен созданием саморегулируемой организации (СРО) на рынке туроператоров. Согласно закону о СРО, объединение будет создавать стандарты профдеятельности, финансовой устойчивости игроков и гарантийный фонд для выплат за обанкротившегося члена СРО. На втором уровне должно существовать либо СРО страховщиков (по аналогии с РСА в сфере ОСАГО), принимающих риски туроператоров, либо перестраховочный пул, который служит тем же целям. При возникновении чрезвычайных рисков на третьем этапе могут подключаться гарантии государства.
Никто не хотел платить