Вынужденная посадка «Добролета»
Авиакомпания «Добролет» прекратила полеты. Из-за санкций ЕС с ней отказались работать лизингодатели, обслуживающие компании и перестраховщики.

Чуть больше месяца назад «Добролет» начал полеты. Первым пунктом назначения стал Симферополь. Это в итоге и привело к остановке. С сегодняшнего дня компания прекращает полеты и продажу билетов, сообщила она вчера вечером. Причина — санкции, введенные ЕС в отношении «Добролета»: некоторые европейские агенты отказались исполнять обязательства перед авиакомпаниями — аннулировано действие договоров лизинга, технического обслуживания и страховая защита воздушных судов, а также предоставление аэронавигационной информации, говорится в заявлении «Добролета». От дополнительных комментариев представители «Добролета» и его владельца — «Аэрофлота» отказались.

Вместо «Добролета» уже с 4 августа рейсы в Симферополь и Волгоград по 15 сентября и по 20 августа включительно будет выполнять другая «дочка» «Аэрофлота» — «Оренбургские авиалинии». Пассажиры рейсов в Самару, Пермь, Уфу, Екатеринбург, Сургут и Казань смогут вернуть билеты, говорится в заявлении. Деньги будут возвращены в полном объеме, подчеркивает «Добролет».

«Добролет» попал в санкционный список ЕС на прошлой неделе именно из-за полетов в Крым. «Со времени незаконной аннексии Крыма “Добролет” выполняет рейсы Москва — Симферополь, таким образом обеспечивая интеграцию Крыма в состав России и подрывая территориальную целостность Украины», — объяснялось в документе ЕС.

Как выяснили «Ведомости», с «Добролетом» отказалась работать немецкая Lufthansa Technik, которая выиграла тендер на обслуживание флота юного лоукостера.

«После введения второго пакета санкций ЕС мы вынуждены приостановить обслуживание авиакомпании.

Но мы надеемся, что позитивные политические изменения приведут к завершению действия санкций и Lufthansa Technik возобновит обслуживание российской авиакомпании», — сообщил представитель Lufthansa Technik. Среди тех, кто отказался от работы с «Добролетом», — американская лизинговая компания BBAM, знает источник, близкий к одному из контрагентов «Добролета». Получить его комментарии не удалось.

Утратил силу из-за санкций и договор перестрахования рисков «Добролета», следует из письма и. о. гендиректора страховщика компании — «Альфастрахование» Веры Волкун гендиректору «Аэрофлота» Виталию Савельеву от 1 августа (есть у «Ведомостей»). При этом сам договор страхования действует, «Альфастрахование» «несет обязательства в полном объеме, несмотря на отсутствие перестрахования», говорится в письме.

У «Добролета» три самолета, два Boeing 737-800 и один Sukhoj Superjet 100. В 2014 г. флот планировалось увеличить до восьми лайнеров, а уже в следующем году удвоить, следует из презентации «Добролета». В 2016 г. «Добролет» планировал начать полеты в Ригу. В 2018 г. — перевозить 10 млн человек по 45 направлениям в России и мире. А операционная прибыль должна была составить 0 млн. Инвестиции в создание лоукостера оценивались в 0 млн.

Теперь «Аэрофлоту» придется пересчитывать бизнес-модель «Добролета», говорит аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Российские авиакомпании на 90% зависят от международных лизинговых структур, объясняет он. А процентные ставки в России выше, чем предлагают международные лизинговые компании, техническое обслуживание в России тоже дороже, перечисляет Рожков.

Теоретически можно перезаключить договоры с лизинговыми компаниями и компаниями, осуществляющими техническое обслуживание самолетов. Можно привлечь азиатские, китайские компании, которые сейчас сильны в этом бизнесе, сказал главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. Но на все это нужны время и деньги: речь идет о месяцах, говорит эксперт. Нужно найти и подготовить самолет, подготовить документы. В любом случае теперь компания должна переформатировать работу так, чтобы замкнуть все на России — про полеты в Европу до снятия санкций можно будет забыть, говорит источник, близкий к одному из контрагентов «Добролета». Представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался.

Это сильный удар и очень плохой сигнал для всей гражданской авиации — на месте «Добролета» может оказаться каждая авиакомпания, которая летает в Крым, говорит Синицкий. Среди них «Аэрофлот», компании группы S7 «Уральские авиалинии», Red Wings.