Турфирма «Нева» банально проиграла борьбу за рынок
Банкротство одной из старейших российских турфирм «Нева» взорвало туристический рынок. Москвичи хотят отдыхать, но где безопасно покупать путевки? «ВМ» разбиралась в причинах краха «Невы».

Разгар лета. Увы, означает он не только ласковое море для отдыхающих, но и регулярные банкротства туристических компаний. Вспомните, какой скандал случился два года назад, когда о банкротстве объявила известная компания «Ланта-тур вояж». Реакция на ликвидацию фирмы «Нева» оказалась даже более жесткой: ведь это одна из старейших отечественных туристических компаний, созданная в далеком 1990 году.

Конечно, как заявляет председатель Клуба защиты прав туристов России Дмитрий Давыденко, в России действует 2,5 тысячи туроператоров, а 90 процентов рынка контролирует не более семи крупнейших компаний. И, как заметил в беседе с корреспондентом «ВМ» вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович, «Нева» вопреки расхожему мнению в число крупнейших не входила. «Бизнес — материя непростая, — философски заметил Владимир Даниилович. — Вот и «Нева» в последние годы уже была далеко не такой, как прежде». Но только потребители об этом не знали. Закрытие компании сорвало отдых 20 тысяч клиентов, купивших или забронировавших у нее путевки. За границей находятся около шести тысяч отпускников. Между тем на конец 2013 года общие долги «Невы» превышали 9 миллионов евро. 14 июля нынешнего года на ее сайте появилась следующая информация: «В настоящий момент все недопонимания с партнерами разрешены, и ситуация урегулирована! Мы также продолжаем ее отслеживать и делаем все возможное, чтобы обеспечить комфортный отдых туристам в дальнейшем». Через два дня компания объявила о банкротстве.

Гендиректор компании Максим Пирогов заявил, что доходы фирмы сократились в первом полугодии на 25 процентов. Но почему? Одна из причин — падение курса рубля к евро и, соответственно, подорожание путевок. Вторая причина, отмечают эксперты, общее негативное экономическое положение, ситуация на Украине, а также изменение регламента выезда за рубеж государственных служащих, и прежде всего представителей силовых структур — давних клиентов «Невы». Только ли это? Турбизнес сегодня малоприбыльный. Компании, как правило, получают деньги с клиентов за месяцдва до поездки, а с поставщиками услуг расплачиваются потом. И в это время стараются вложить средства в акции, недвижимость. В нынешнем году, учитывая политическую нестабильность, хозяева западных отелей требовали перечислять деньги заранее.

«Нева» была застрахована в небольшой страховой компании «Восхождение» на 454 миллиона рублей. Некоторые эксперты говорят о том, что все страховые сборы «Восхождения» в прошлом году были меньше. «Впервые созданный нами фонд «Турпомощь» сработал. Проблемы были только два дня, всех, кто хотел, вывезли, — говорит Владимир Канторович. — Неясность остается только со страховой компанией. Она пытается не принимать документы от клиентов, оплативших услуги через терминалы. Это, конечно, безобразие. Государство должно усилить контроль за страховым рынком. Как не обмишуриться, покупая путевку? Во всяком случае, не приобретать их в фирмах, предлагающих за месяц до выезда путевки на 20 процентов дешевле рынка. Это липа».

Илья Уманский, вице-президент ассоциации туроператоров России:
- Банкротство компании «Нева» — очень неприятная, но, увы, естественная ситуация на развивающемся рынке туристических услуг. На рынке ощущается острейшая конкурентная борьба за клиентуру. Рынок малоприбыльный, выживают лишь крупные компании за счет объема оказываемых услуг. Остальным приходится уходить. Сильные побеждают слабых. Кроме того, если туроператор отказывается выполнять обязательства, а деньги за проданные туры получены, значит, их израсходовали на погашение других обязательств. Мне совершенно не хочется быть оракулом, но такие банкротства будут происходить и впредь, и в этом событии нужно видеть вовсе не кончину отечественного рынка туризма, а, напротив, его укрепление, консолидацию. В конечном счете ведь именно череда банкротств ряда компаний помогла создать механизм финансовых гарантий. Страховой рынок — это потенциально узкое место у нас, на которое следует, на мой взгляд, обратить внимание государству и усилить его контроль.

У НИХ
В 2013 году обанкротилось чешское туристическое агентство BG Travel из города Либерец. Страховку фирма имела, но ее общая сумма составляла лишь 4800 евро, или 120 тысяч крон. А в Болгарии отдыхали 260 клиентов фирмы, и страховки на всех не хватило. Еще больше шума наделало банкротство крупного украинского туроператора «Ильтур», случившееся всего месяц назад. Количество пострадавших достигло 1,5 тысячи человек, ущерб клиентов — 1, 5 миллиона долларов.