По результатам опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований в июне, банкам доверяют 65% россиян, страховым компаниям - 38%, инвестиционным компаниям - не более 20%.
Граждане РФ снизили доверие финансовым организациям: отношение к банкам ухудшилось. Однако среди всех видов таких организаций именно они продолжают пользоваться наибольшим доверием у россиян. Менее всего доверяют микрофинансовым организациям и негосударственным пенсионным фондам, свидетельствуют результаты опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в июне.
Банки
Доля доверяющих банкам в России по сравнению с прошлым годом уменьшилась, вернувшись на уровень позапрошлого года. Так, в 2012 году банкам доверяли 64% опрошенных, в 2013 году — 78%, а в 2014 году — только 65%. Анализ данных показал, что женщины доверяют банкам больше, чем мужчины, а самый низкий уровень доверия к этой категории организаций оказался у людей пожилого возраста — старше 60 лет.
"Падение уровня доверия к банкам вполне ожидаемо и объясняется в первую очередь событиями последних месяцев — отзывы лицензий, прекращение операций по картам, эмитированным некоторыми банками, активные обсуждения в СМИ изменений в законодательстве, затрагивающем банковскую сферу, и их последствий. Это вызывает у россиян ощущение ненадежности как финансовой системы в целом, так и отдельных её участников", — приводятся в сообщении слова руководителя Департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирины Лобановой.
По ее словам, если в ближайшие месяцы на рынке не произойдет значительных потрясений, уровень доверия может восстановиться.
Страховые компании
Динамика уровня доверия страховым компаниям схожа с динамикой доверия банкам: в целом она положительна, но после активного роста в 2013 году — до 41% против 35% в 2012 году, в текущем году наблюдается спад до 38%. Уровень доверия к страховым компаниям остается вдвое ниже, чем в отношении банков. Наибольшее доверие страховым компаниям среди молодых россиян от 18 до 24 лет, наименьшее — среди пожилых соотечественников.
Страховые компании в данном случае занимают позицию где-то посередине, указывает Лобанова.
"С одной стороны, они уже обрели статус "солидных" организаций, в первую очередь благодаря повышению доли населения, охваченных обязательными страховыми услугами — ОСАГО, ДМС, и прочими. С другой стороны, отсутствие широко известного простым россиянам регулятора на страховом рынке и единых стандартов работы, которые были бы доступны и понятны потребителям, и соблюдение которых они могли бы требовать, формируют страховым компаниям имидж "серых лошадок", что сказывается на уровне доверия, особенно в текущих условиях", — считает эксперт.
Инвесткомпании, МФО и НПФ
Инвестиционным компаниям доверяют не более пятой части россиян, этот показатель практически не изменялся с 2012 года. Динамика доверия к микрофинансовым организациям отрицательна: в 2014 году о доверии к ним высказался каждый десятый опрошенный (11%) по сравнению с уровнем в 13%-14% в прошлые годы.
Уровень доверия к НПФ за последние три года не изменился: подобным организациям доверяет каждый пятый россиянин (19%).
Лобанова пояснила, что низкий показатель доверия к инвестиционным компаниям, МФО и НПФ, который либо не меняется, либо демонстрирует тенденцию к снижению, объясняется незнанием и непониманием сути деятельности этих компаний.
Инициативный опрос НАФИ проведен в июне 2014 года по репрезентативной всероссийской выборке. Опрошено 1,6 тысячи человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.
Россияне снизили доверие к фининститутам, меньше всего доверяют НПФ