Госдума приняла во втором чтении блок поправок в законодательство об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). В выигрыше, судя по всему, останутся автовладельцы, а вот страховым компаниям придется отбивать приличные убытки.
Согласно документу, который серьезно изменился после первого чтения в прошлом году, с 1 октября 2014 года вступят в силу новые лимиты выплат по ОСАГО за имущественный вред в размере 400 тыс. рублей (в настоящее время 120 тыс.), с 1 апреля 2015-го — за вред жизни и здоровью в размере 500 тыс. рублей (в настоящее время 160 тыс.). Кроме того, снизится уровень максимально допустимого износа деталей, который обычно учитывается при возмещении затрат на ремонт разбитой машины, с 80 до 50%.
Долгожданная новость: поправки облегчат жизнь храбрецам, составляющим так называемый европротокол. То есть водителям, которые при ДТП без пострадавших сами оформляют документы, не дожидаясь сотрудников ДПС. Максимальный размер страховой выплаты для данных случаев увеличится вдвое: с 25 тыс. рублей до 50 тыс. При этом для Москвы, Санкт-Петербурга и окружающих их областей сумма вырастет до 400 тыс. рублей. Малый размер возмещения раньше смущал автовладельцев, опасавшихся «вредности» страховщика. Теперь появляется надежда на сокращение заторов из-за незначительных аварий, участники которых смогут оперативно оформить документы для страховой.
Еще одно приятное нововведение — серьезное увеличение размера неустойки при нарушении сроков выплаты возмещения: 1% от размера страховой выплаты за сутки просрочки. Раньше автовладельцам, чтобы получить положенное возмещение, приходилось массово обращаться в суд. По некоторым данным, более 25% выплат по ОСАГО осуществляется в судебном порядке.
В свою очередь страховщики требуют резко поднять базовый тариф, который не менялся вот уже десять лет. Текущую стоимость ОСАГО предлагают увеличить на 40% — только в этом случае, по мнению игроков отрасли, услуга станет рентабельной. В реальных цифрах базовый тариф просят увеличить примерно на 1,5 тыс. рублей. Однако зампред Центробанка Владимир Чистюхин уже заявил, что стоит ожидать увеличения тарифов не более чем на 24% к действующему уровню.
При этом законопроект подразумевает изменение модели расчета и установления тарифов через введение тарифного коридора, который будет иметь верхнюю и нижнюю границы. По мнению депутатов, это позволит стимулировать конкуренцию на автостраховом рынке. Ранее фиксированные ставки определяло правительство РФ на основании расчетов Минфина.
Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и региональных коэффициентов будет устанавливать Банк России. Регулятор к тому же получит новые надзорные функции: он сможет ограничивать страховщиков и отзывать у них лицензии в случае их отказа продавать полисы или навязывания дополнительных услуг.
Больше денег на дорогах