Общие дискуссии о бюджетной конструкции правительство отложило на конец лета 2014 года (см. стр. 2), но одобрение им основных направлений бюджетной политики означает общий курс на рост нагрузки на бизнес по социальным платежам к 2017 году. С 2015 года платежи в фонд медицинского страхования предлагается брать уже с полного размера зарплат. В июле Белый дом может пересмотреть льготы по уплате пенсионных платежей, а в целом три составляющие бывшего единого социального налога будут регулироваться отдельно и расти каждый по своей схеме.
Вчера правительство одобрило проект "Основных направлений бюджетной политики" (ОНБП) Минфина. Хотя, как и предполагал "Ъ", неровная конъюнктура и особенности бюджетного процесса этого года заставили Белый дом не определяться с ключевыми решениями по бюджетной конструкции до осени, представители социального блока в правительстве вчера выглядели полностью удовлетворенными разработками Антона Силуанова. Вопросы социальной политики в бюджете на 2015-2017 годы решаются однозначно: Белый дом не спорит с тем, что в среднесрочной перспективе эффективная ставка платежей в соцфонды будет расти для всего бизнеса.
Правительство не откажется до 2017 года от лозунга неповышения ставки бывшего ЕСН, но уже практически уйдет от его "единого" исчисления, и логика формирования всех трех видов платежей уже различна. В 2015 году вырастет эффективная ставка платежа для работодателей по второму по размеру платежу — в фонд ОМС. Минфин без видимого сопротивления в правительстве включил в документ предложение с начала 2016 года отказаться от порога обложения зарплат сбором в ФОМС. До 2015 года сборы в систему здравоохранения в размере 5,1% берутся только с базовых доходов (до 624 тыс. руб. в год в 2014 году), с 2016 года предлагается делать это в том же объеме с любой зарплаты, превышающей эту сумму.
Фактически Минфин не скрывает, что предложение означает отказ от страхового принципа в госсекторе здравоохранения (он ссылается на то, что объем госуслуг в нем не зависит от ставки платежа) и вызвано проблемами региональных бюджетов, связанных с "майскими указами" президента Владимира Путина.
В пресс-службе Минздрава комментировать этот вопрос отказались. По мнению же Минфина, если не облагать неограниченно все суммы зарплаты сбором в ФОМС, это приведет к снижению качества оказываемой медпомощи в РФ в рамках базовой программы федеральных гарантий в системе медицинскогострахования. Иными словами, рост спроса на медуслуги населения растет сейчас так быстро, что с порогом платежа в ОМС денег на всех не хватает — ведь статистика Минздрава не показывает резкого роста заболеваемости населения. Еще одной составляющей отказа от страхового принципа и фактической поддержки Минфином идеи неограниченной ответственности государства по здравоохранению является, очевидно, также быстрый рост издержек в отрасли здравоохранения.
Исключить страховой принцип из пенсионной системы РФ сейчас невозможно, к тому же там рост порога обложения сбором (с 160% до 230% начисленной зарплаты; облагается по ставке 10% свыше базы, облагаемой по ставке 22%) уже запланирован с 2015 года. Впрочем, по сведениям "Ъ", в Белом доме уже началась активная переписка ведомств — по крайней мере по анализу системы льгот по соцплатежам в Пенсионный фонд России (ПФР) и Фонд социальногострахования (ФСС). Правда, как заявил вчера глава Минтруда Максим Топилин, хотя действующие льготы по страховым платежам для малого бизнеса, IT-компаний и ряда других должны быть сохранены на весь заявленный срок их действия, так как бизнес выстраивал свои стратегии исходя из этих параметров, в перспективе от них необходимо отказаться и перейти на поддержку отдельных отраслей за счет субсидий. Впрочем, возможно такие изменения будут инициированы правительством и раньше — как стало известно "Ъ", в июне, после правительственного поручения проанализировать возможность изменения порядка компенсации выпадающих доходов внебюджетных фондов, с такими предложениями выступил Минфин. Как следует из межведомственной переписки, имеющейся в распоряжении "Ъ", Минфин предположил, что снижение фискальной нагрузки на работодателей не должно регулироваться через систему социального страхования, а отдельные приоритетные сектора экономики могут получать целевые субсидии из федерального бюджета. Минздрав, Минтруд и ПФР выразили готовность обсудить такую инициативу ведомства. Напомним, для большинства "льготников" — от НКО до IT-бизнеса — в 2014 году была продлена ставка тарифов 2013 года, к 2018 году она постепенно (по 2% в год) должна вырасти до 30%.
Частичной и своеобразной компенсацией гражданам (но не бизнесу) реформ, видимо, должен стать консенсус в правительстве по незамораживанию системы накопительной пенсии в 2015 году — из документа Минфина следует, что мораторий на перечисление средств в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) ограничится только 2014 годом, а в 2015-м переаттестацию пройдут уже все НПФ и вновь будут управлять накоплениями граждан. Впрочем, исходя из нынешней доходности в фондах (см. "Ъ" от 1 июля) можно предположить, что Белый дом осознал: принимаемые ПФР взамен накоплений обязательства по страховой пенсии обойдутся дороже, чем возможный отказ от моратория на 2016 год. По данным "Ъ", совещание у премьер-министра по вопросу акционирования НПФ, на котором и выяснится, готовы ли фонды возобновить работу, пройдет сегодня.
Третий социальный фонд, ФСС, компенсирует выпадающие от льгот доходы за счет своих резервов и сохранит конструкцию ставок. Там реформы — установление дифференцированных ставок платежей в зависимости от класса опасности рабочего места — обговорены еще в 2013 году. Впрочем, с большой вероятностью рост интереса населения к здравоохранению и в целом к социальным платежам к 2016-2017 годам превратится и в рост обращений в ФСС. К тому времени "внутренние резервы" фондов, от которых Минфин к тому же требует десятипроцентного сокращения административного штата в 2015 году, будут уже исчерпаны.
Социальную сферу надуют всем миром