«Подорожание ОСАГО на четверть – это компромисс» заявляют страховщики
Минфин, Госдума и ЦБ решили повысить тарифы ОСАГО почти на 25% к концу этого года. Страховщики добиваются подорожания страховки в полтора раза, однако, по словам собеседников «Коммерсантъ FM», повышение стоимости полиса не решит системных проблем.

ОСАГО подорожает почти на четверть уже к концу года. По данным газеты «Ведомости», так решили представители Минфина, Госдумы и Центрального банка. Поправки ко второму чтению закона об ОСАГО отправятся в нижнюю палату парламента уже в ближайшие дни. Согласно документам, максимальный лимит выплат «автогражданки» по имуществу осенью вырастет со 120 до 400 тыс., а стоимость полиса – на 18–24%. Потребуется ли рост тарифов в 2015 году, ЦБ решит ближе к делу, уточняют СМИ.

Согласно первоначальным поправкам в закон об ОСАГО, лимит ответственности по имуществу должен был вырасти до 400 тыс. руб. с 1 июня 2014 года, по здоровью – до 500 тыс. руб. с 1 июля 2015 года. Страховые компании напомнили, что базовый тариф полиса не повышался уже 11 лет и должен быть индексирован с усилением рисков.

ЦБ предложил увеличить коэффициенты в 31 регионе или базовый тариф на 23% в 14 году, и еще на 18–20% – в 2015-м. Российский союз автостраховщиков настаивал на росте в 40%. Отдельные депутаты предлагали отказаться от повышения тарифов. Инициатива, так или иначе, поможет уменьшить убыточность ОСАГО, считают страховщики.

Однако нынешний вариант все равно является компромиссным, заметил руководитель дирекции имущественного страхования страховой компании «МАКС» Александр Агапов.

«Такое повышение является компромиссным. Были проведены несколько независимых исследований, которые показали, что повышать надо на большую величину тариф. Но раз было принято такое решение, то, наверное, это будет все-таки поэтапное повышение. Сначала на 20%, соответственно, увеличится. На практике будут проанализированы результаты. По нашим оценкам, тарифы должны еще больше повыситься. Объективная цифра – порядка 40–50%. Либо должны быть законодательные инициативы, которые ограничат рост убыточности и ограничат действия так называемых автоюристов», – сказал Агапов.

Повышение лимитов ответственности действительно должно идти вместе с ростом тарифов, считают специалисты. Но подъем базовой ставки, по их мнению, нужен не больше чем на 15–20%. К тому же нужно менять практику занижения выплат, полагает адвокат Общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько.

«Самое главное – нужно менять практику взыскания. Потому что сейчас те суммы, которые выплачиваются, даже по данным самих страховщиков, средняя выплата по ОСАГО – что-то около 25 тыс. руб. Даже если мы поднимем до 500 тыс., 1 млн и выше, то все равно те способы занижения выплаты, которые сейчас существуют, также будут оставаться. И тем самым идея ОСАГО себя дискредитирует, ибо идея была в том, чтобы потерпевший, получив повреждения, спокойно возместил ущерб за счет страховщика. Сейчас же он получает сначала у страховщика некую копеечную сумму, а потом так же бежит в суд и получает разницу», – пояснил Радько.

Также сейчас обсуждается возможность ремонта автомобиля старыми деталями. Так, если чинить видавшую виды машину будут страховщики, им могут разрешить использовать запчасти с износом до 50%.