В России может быть введена норма об обязательном медицинском страховании туристов, выезжающих за рубеж. Ранее эта инициатива обсуждалась в различных ведомствах, а сейчас ее поддержала Ассоциация туроператоров России (АТОР). Представители туриндустрии уже направили в Минфин письмо с предложением создать рабочую группу по подготовке соответствующего законопроекта.
В первую очередь надо проработать вопрос об обязательном страховании. Пока в законе об основах туристской деятельности написано, что туроператор должен предоставлять туристу страховку, если этого требует страна пребывания. Прежде всего, полисы требуют страны Шенгенской зоны. При этом страховка не нужна при поездке в Турцию и Египет, а ведь именно эти страны пользуются наибольшим спросом у россиян. При этом несчастные случаи с туристами - не редкость. «Надо в законе об основах туристской деятельности обрезать сложную формулировку. Написать просто: туроператор обязан страховать туриста и точка. Без всякого «если этого требует страна пребывания», - поделился мнением в разговоре с «РГ» первый вице-президент АТОР Владимир Канторович.
Во-вторых, надо проработать вопрос о минимальном размере обязательного страхования выезжающих за рубеж. Пока Минфин предлагает установить эту планку на уровне двух миллионов рублей. Для сравнения сейчас максимальная страховая выплата составляет 30 тысяч евро или около одного миллиона 350 тысяч рублей. А на практике, как правило, люди могут рассчитывать на выплаты всего от 200 до 1000 евро.
Тариф, то есть, цена, по которой покупается страховка - это ключевой момент для потребителя. «Мировой опыт показывает, турист, находясь за границей, не должен платить по страховке более 1,5 евро в день», - считает Владимир Канторович. Если будет установлен такой тариф, то цены на пакетные туры в среднем увеличатся не более чем на 30 центов в день. А по справедливости стоимость тура вообще не должна расти, так как страховка в страны Шенгенской зоны примерно столько стоит и сейчас. Только за эти 1,5 евро россияне получают выплаты только по медицинской страховке и в исключительных случаях. У иностранцев дело обстоит иначе. «Не могу придумать беду, от которой не был бы застрахован, например, французский турист. Когда из-за болезни он вынужден вернуться домой раньше времени, ему возвращают деньги за неиспользованную часть путевки. Если французский турист госпитализирован и к нему должны прилететь родственники, страховая компания оплачивает их перелет и проживания. Туристу оплачивают украденный багаж, а в случае правонарушения оплачивают адвоката и выход под залог. А на что может рассчитывать российский турист? Практически ни на что», - отметил Владимир Канторович. Поэтому в законопроекте необходимо четко прописать наиболее полный перечень страховых случаев.
Важный момент касается процедуры приобретения страховки. Например, некоторые банки предлагают своим клиентам золотые или платиновые карты. Их обслуживание обходится владельцам в несколько тысяч рублей в год. Но в эту сумму в банке обещают включать и стоимость годовой медстраховки. На деле оказывается, что турфирмы такие страховки не принимают и клиенты перед поездкой вынуждены покупать полис еще раз. «В идеале должна быть создана база выданных полисов, чтобы любой туроператор мог проверить наличие страховки у клиента, не заставляя его платить дважды», - рассказал первый вице-президент АТОР.
Еще одна тонкость касается стоимости полисов. Некоторые страховые компании, как и банки, продают их сразу на год, например, за 700 рублей. Понятно, что при оптимальной сумме страховки в 1,5 евро в день, 700 рублей никак не покрывают 365 дней. «В законе надо четко прописать, что стоимость полиса, установленного ради маркетинговых или иных целей страховой компанией, не должна отражаться на гражданине. В любом случае турист должен рассчитывать на некий минимум, который он получит при несчастном случае. Важно понимать, что у туриндустрии нет задачи закачать порцию денег в страховые компании. А есть задача выработать стандарты, чтобы людям предоставляли полноценные страховки. За соблюдением стандартов должны следить компетентные органы. Например, за соблюдением стандартов по тарифам должна следить Федеральная антимонопольная служба. Надо сделать систему страхования прозрачной и эффективной», - отметил Владимир Канторович.
Всех туристов застрахуют