Риски не в убыток
В минувшем году на глобальном рынке страхования сельхозрисков произошло несколько важных изменений. Агрострахование, развивающееся на основе мультирисковой модели с опорой на деятельность частных компаний, стало приоритетным выбором для ряда крупнейших агропромышленных стран.

Именно такая модель принята в России, где она работает уже третий год. В 2014 году НСА ожидает качественного улучшения организации процессов субсидирования в регионах, что станет результатом совместной работы минсельхоза и НСА.

В 2013 году перемены затронули агрострахование практически во всех крупнейших агропромышленных странах. В США, где был принят новый закон о сельском хозяйстве, было решено полностью отказаться от прямой поддержки фермеров: средства перенаправляются на субсидирование агрострахования, которое тем самым признано приоритетной мерой поддержки. В результате в 2013 году охват засеянных площадей страхованием в США впервые превысил 90%, объем страховой премии достиг 11,8 млрд долларов. Статус второго в мире по объему рынка агрострахования подтвердил Китай, где премия достигла 5 млрд долл. и страховой защитой охвачено 45% посевов.

Современную систему агрострахования в КНР начали развивать с 2007 года в нескольких провинциях, и лишь год назад она была расширена до национального уровня.
Агрострахование в третьей крупнейшей аграрной стране мира по ресурсам АПК, Индии, также претерпело изменения. В 2013 году правительство решило отказаться от госмонополии, чтобы снизить нагрузку на бюджет.

Все эти перемены продиктованы новыми тенденциями в области мировой экономики сельского хозяйства, стратегическое значение которого меняется в свете перспектив дефицита мировых агропромышленных ресурсов. Приоритетом в аграрной политике становится не столько поддержка сельского хозяйства, сколько создание условий для финансовой успешности агропроизводителей.

Перед Россией, входящей в пятерку крупнейших стран по размеру посевных площадей, стоят те же вызовы, что и перед остальными крупнейшими агропромышленными странами. Отечественная система агрострахования с господдержкой с 2012 года соответствует современным принципам: она также мультирисковая, также основана на государственно-частном партнерстве. Такие принципы, как показала мировая практика, наиболее отвечают условиям ведения сельского хозяйства в странах с обширной территорией и многообразием климатических ресурсов. В 2013 и 2014 годах на различных экспертных площадках поднимались вопросы о том, что, возможно, следовало бы обратиться к опыту индексного страхования или госмонополии на страхование с господдержкой. Однако при ближайшем рассмотрении эти предложения оказывались не учитывающими российские реалии и последний мировой опыт. В частности, индексное агрострахование в последние годы уже не рассматривается на международном рынке в качестве решения для организации дешевого и простого агрострахования, а госмонополия не является эффективным решением для стран с диверсифицированным и обширным по территории сельским хозяйством.

Сегодня для России уже не стоит задача поиска основных путей развития агрострахования. Система заработала, и теперь внимание должно быть приковано к отладке ее отдельных механизмов. В первую очередь проблемы выявились на стыке сельскохозяйственной нормативной базы, практики работы органов АПК и страховщиков. Главная из них связана с выделением субсидий на агрострахование. Но в 2014 году почва для злоупотреблений в этой области в регионах резко сужается благодаря четкой позиции минсельхоза, с которым НСА находится в постоянном диалоге. Согласно последним распоряжениям министерства информация об условиях получения страховых субсидий должна быть размещена на сайте каждого местного органа АПК, а пакет документов сокращен до требуемого законодательством. Изменен и порядок прохождения средств - они поступают напрямую через казначейские счета. По сути, достижение такого консенсуса между минсельхозом и страховым сообществом в лице НСА является одним из главных конкретных результатов 2013 года.

Пока, к сожалению, понимание важности финансовой основы в организации системы агрострахования еще не стало привычным для всех авторов инициатив в этой области. Наиболее ярко это проявилось при подготовке поправок в профильный закон, прошедших первое чтение. При очевидном расширении страхового покрытия авторы законопроекта обошли вниманием вопрос изменения ставок субсидирования, страховых тарифов и, соответственно, расходов бюджета. Такой подход трудно представить в развитых рыночных экономиках. Во всем мире системы агрострахования с господдержкой постепенно эволюционируют в сторону расширения покрытия, но везде это делается на научной основе с учетом накопленной практики и актуарных расчетов. То же самое относится и к обсуждаемому сейчас предложению по созданию системы государственного перестрахования агрорисков. Настораживает, что при этом не озвучивается главное - экономические цели и задачи, которые должно выполнять такое перестрахование.

Если обратиться к финансовым показателям, то они вполне соответствуют этапу, на котором находится система спустя два года. Премия по страхованию с господдержкой пока достигает 0,4 млрд долл. (12,1 млрд руб. в 2013 г.). Охват площадей - 16%, что соответствует типичному показателю для стран на ранней стадии развития агрострахования. Страхование сельхозрисков без господдержки развито меньше: 2,2 млрд руб. премии. При этом впервые за три года в секторе наметилось сокращение - он упал на 5%. В то же время сегмент с господдержкой вырос по отношению к 2012 году (10,7 млрд руб.) на 12,6%.Прирост премии не сопровождался увеличением застрахованных площадей, так как страхование подорожало из-за роста цен на зерно. Поскольку объемы предусмотренного субсидирования не увеличены, резкого роста охвата площадей страхованием не следует ожидать и в этом году, хотя некоторое увеличение спроса возможно за счет улучшения механизма субсидирования.

По статистике по страхованию с господдержкой фактически осуществленные выплаты за 2013 г. составили 3,5 млрд руб (данные не учитывают убытки по договорам 2013 г., выплаты по которым совершались в начале 2014 г.). 77% выплат, или 2,7 млрд руб., приходится на НСА, который продолжает занимать позиции основного союза по сельхозстрахованию с господдержкой. На его компании приходилось почти две трети рынка - 7,4 млрд руб., или 61,3% от премии. При этом в 34 из 50 регионов, где в минувшем году заключались договоры агрострахования с господдержкой, члены НСА занимали лидирующие позиции. Однако их достижение не ставилось НСА в качестве приоритета: цель союза - развитие системы. Сейчас на повестке дня - конкретные меры, в частности корректировка методологии страхования и стандартов по возмещению ущерба, развитие досудебного урегулирования, внедрение современных геоинформационных технологий и формирование реальной статистической основы в привязке к региональным условиям.