ВСС: портфели автостраховщиков демонстрируют высокую убыточность
Убыточность компаний с долей автострахования свыше 50% по итогам 2013 года превысила 110,5%. Ситуация усугубляется еще и тем, что со стороны ЕС и США из-за событий на Украине возможны новые, «секторальные» санкции, которые повлияют на самый проблемный сегмент рынка — автострахование. Об этом сегодня заявил журналистам президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс.

Портфели автостраховщиков с долей договоров добровольного и обязательного автострахования и автокаско свыше 50% демонстрируют крайне высокую убыточность, сообщил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. По его словам, комбинированный коэффициент убыточности страховщиков превысил 110,5% по итогам 2013 года. В 2014 году предпосылки дальнейшего роста комбинированного коэффициента убыточности сохранятся.

Особенно это касается такого вида страхования, как ОСАГО. Страховщиков обвиняют в манипуляциях, в навязывании дополнительных услуг и т. д., но «если торговец не хочет чем-то торговать и прячет товар под прилавком, это значит только одно — цена товара неправильная». Закон об ОСАГО — рукотворный, поэтому все довольно быстро стабилизируется после изменения тарифов, полагает Игорь Юргенс. По поручению президента к 1 июня должны быть приняты поправки в Закон об ОСАГО. Если же этого не произойдет, то независимым страховщикам работать на рынке станет просто невыгодно, и выход будет только один — создать госкомпанию (по примеру Белоруссии), которая станет опираться на бюджет. Но это будет означать уход от рыночной системы в этой сфере, а значит — скатывание вниз.«10 лет неподнятия тарифа при ежегодной инфляции около 7-8% при росте аварийности, при увеличении плотности движения, при том, что практически все пересели на иномарки, а цены на импортные запчасти постоянно растут — вот при всем этом десять лет держать тариф и не давать ему развиваться — это по меньшей мере нелогично», — полагает Игорь Юргенс. Ситуация усиливается еще и действиями недобросовестных автоюристов.

Специалисты британской компании Towers Watson по запросу ЦБ провели исследование по тарифам «автогражданки». По их оценке тарифы следует незамедлительно увеличить на 18-23%, плюс поднять региональные коэффициенты. Сам Юргенс полагает, чтобы не было демпинга, необходимо ввести тарифный коридор — определить «низ», а дальше рынок будет регулироваться сам. Если срочно не принять меры, система ОСАГО, которая сейчас худо-бедно работает, просто «ляжет», предостерегают страховщики. На дороги вернутся прежний хаос и криминальные разборки.

На пресс-брифинге Игорь Юргенс коснулся темы иностранных санкций из-за событий на Украине. Пока они направлены против конкретных лиц и отдельных компаний, но если события продолжат развиваться в той же плоскости, возможен сценарий принятия «секторальных санкций», которые в первую очередь затронут финансовый и нефтегазовый сектора.

Пока страховой рынок практически не ощущает последствий уже принятых санкций против России. Да, ухудшается инвестиционный климат, замедляется рост ВВП, но все это пока некритично. Если же ограничение ударит по конкретным производствам или финансовым институтам, такие события ощутимее скажутся на жизни людей. В качестве одной из опасностей сценария применения «секторальных» санкций Юргенс привел возможное отключение российских финансовых институтов от SWIFT — международной системы межбанковских расчетов, в том числе и по импортным поставкам. В случае радикального сценария по санкциям существует риск сокращения корпоративного сегмента страхования — того сегмента, который пока приносит прибыль страховщикам и стабилизирует ситуацию на рынке. Страховой рынок может оказаться в крайне тяжелой ситуации — без международного рынка перестрахования говорить о развитии корпоративного страхования не приходится. Таким образом, на рынке может не остаться реально прибыльных направлений и действительность всего рынка страхования будет под вопросом.