На вес золота: купить полис ОСАГО становится все сложнее
Ситуация на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности по-прежнему остается напряженной.

Многие страховые компании сетуют на убыточность этого вида бизнеса и изменили свою политику не в пользу клиентов. Одни отказались от выдачи полисов ОСАГО, другие сильно сократили ее объемы, поэтому приобрести полис обязательного страхования сегодня очень проблематично.

Усугубляет ситуацию и то, что оказались не заинтересованы в этом и сами страховые агенты, которым в компании отменили вознаграждение за продажу этого вида страхования. Однако, по мнению экспертов, к таким мерам страховщиков подтолкнула непростая ситуация на рынке автострахования.

По словам Олега Цыпулина, у страховых компаний сильно возросла убыточность по этому виду страхования. И таким образом они регулируют продажи полисов, вводя элементы поощрения для своих сотрудников или наоборот.

«Таким образом они снижают объем этого вида страхования в своем портфеле. Отсутствие бонусов за продажу полисов ОСАГО — такое вполне возможно. Страховые компании берут те договоры, которые им принесут выгоду, а не убыток», — пояснил Олег Цыпулин.

По словам генерального директора СК «Северная Казна», такое распоряжение в компании может быть связано с тем, что у нее либо нет полисов, либо она просто сегментирует рынок и отменяет страхование для отдельных категорий. Таким образом компании пытаются отойти от обязательного страхования автогражданской ответственности либо от определенной категории водителей. Однако насколько такая мера эффективна, чтобы разрешить проблему убыточности ОСАГО, говорить пока сложно.

Сегодня в Свердловской области, как и во многих регионах России, приобрести полис ОСАГО весьма затруднительно. Клиенту либо предложат купить еще один продукт или же скажут, что в наличии нет бланков. Во второй половине апреля сотрудники офиса «АльфаСтрахование» по ул. Машиностроителей заявили УрБК, что в наличии бланков нет, но они появятся на следующей неделе. В компании «УГМК-Страхование» сообщили, что вообще приостановили выдачу полисов. В офисе Allianz сказали, что оформляют полисы ОСАГО только по предварительной записи. Запись идет на 3 недели вперед, так как наличие бланков ограничено.

Одна из крупнейших страховых компаний — Росгосстрах — просто поставила перед потребителями ультиматум: получить полис обязательного страхования ОСАГО можно только купив дополнительно страхование имущества или жизни. В компании пояснили, что таким образом они пытаются остаться на рынке, привлекая дополнительные средства.

Таким поведением страховая компания славится уже около года. За это время много недовольных клиентов обращались с жалобами в ФАС, прокуратуру. Однако пресечь недобросовестное поведение страховщика не удалось. Во многих случаях оба ведомства лишь выносили предупреждения, а если и назначали штраф, то очень незначительный для такой большой компании.

В прошлом месяце Свердловское УФАС России признало факт нарушения ООО «Росгосстрах» в рамках деятельности филиала в Свердловской области пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 федерального закона «О защите конкуренции». Ранее ведомство выдавало ОАО «Росгосстрах» предупреждение о прекращении указанных действий в срок до 23 августа 2013 года. Однако оно страховой компанией не было выполнено. В связи с этим Свердловское УФАС выдало ООО «Росгосстрах» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Директор Екатеринбургского центра защиты прав потребителей Андрей Артемьев рассказал, что в центр граждане обращаются с жалобами на страховые компании довольно часто. По его мнению, вопросы законности в навязывании услуг находятся уже не в компетенции прокуратуры и антимонопольного органа. Раньше можно было обратиться в Роспотребнадзор, но так как все вопросы надзора за страховой деятельностью передали Центральному Банку, а он еще в полном объеме не освоил их. Пока он учится и разбирается в том, как регулировать эту деятельность — страховые компании будут этим пользоваться.

Андрей Артемьев отмечает, что в п. 2 ст. 16 закона о защите прав потребителей говорится, что запрещается обуславливать оказание одних услуг оказанием других услуг.

«Убытки, причиненные подобного рода действиям, подлежат возмещению в полном объеме, поэтому если навязывают вторую услугу, то она в чистом виде является убытками. Клиент может заключить договор на эту дополнительную услугу, а потом может потребовать возмещения убытка в полном объеме, и суд будет на его стороне. Также можно потребовать возместить стоимость услуг юриста, привлеченного клиентом для обращения в суд», — пояснил Андрей Артемьев.

Также он добавил, что в соответствии со ст. 32 закона о защите потребительских прав, граждане имеют право в любое время расторгнуть договор, поэтому сразу после получения полиса ОСАГО можно написать заявление о расторжении второго договора.

По прогнозам ряда экспертов, сложная ситуация на рынке сохранится еще на какое-то время и разрешится не раньше 2015 года. Страховщики, в свою очередь, сетуют на убыточность этого вида страхования и лоббируют увеличение тарифов. Независимые актуарии по заказу ЦБ рассчитали необходимую величину роста тарифов ОСАГО — базовые ставки надо поднять на 18,9-23,6%. Повышение стоимости обязательных автостраховок Центробанк намерен вводить двумя этапами: до 1 июня текущего года и до 1 июля 2015 года.

УрБК будет следить за развитием событий.