Арсен Даллакян о суевериях и страховом рынке
«Суеверия мешают россиянам страховаться», с таким заголовком вышла статья в издании «Ведомости». Арсен Даллакян, вице-президент страховой группы МСК, приводит неутешительную статистику сектора страхования в России.

«В большинстве своем клиенты добровольно покупают каско, опираясь на свой опыт, а если ездят безаварийно, то вообще не берут страховку, полагая, что так будет продолжаться и дальше. Без ипотеки практически нет страхования имущества (оно составляет всего 3% от страхового рынка РФ). По России в добровольном порядке (с учетом обязанности заемщика по ипотечному кредиту застраховать жилое помещение) застраховано не более 5% общего жилого фонда. В Москве чуть больше — 8-10%.

Личное страхование выживает за счет кредитов и накопительного страхования. Страхование жизни в РФ — это около 8% от всего объема рынка, тогда как в развитых западных странах и даже в Восточной Европе нормой считается соотношение на уровне 50%. Доля страхования жизни в ВВП нашей страны — всего 0,1%, а, к примеру, в странах Западной Европы — 5-10%, Восточной — 1,5-2,5%. Страхование выезжающих за рубеж больше похоже на налог. Более половины туристов (около 60-65%), отправляющихся на отдых за границу, предпочитают избежать покупки медицинской страховки», - пишет г-н Даллакян.

Автор переходит на описание концепции страхования в разных культурах. Так, православный словарь определяет страхование как «искушение падших духов, стремящихся запугать подвижника и тем самым отвлечь его ум от общения с Богом». В романо-германских же языках «страхование» можно перевести как «свободный от забот, уверенный». Автор отмечает, то в европейских странах традиция восходит к личному страхованию жизни, когда как российское – к страхованию имущества.

По информации г-на Даллакяна, 50% жителей российских городов-миллионеров верят в суеверия, при этом 20% позволяют суевериям моделировать свое поведение. В этой ситуации застраховать жизнь может означать накликать на себя беду.

Среди опрошенных СГ МСК респондентов 91% задумывались о страховании жизни. Основной причиной отказа от покупки опрошенные называли стоимость полиса (в 40% случаях), хотя мало кто смог назвать, какова она (менее 10% людей смогли примерно назвать цены на страховку жизни).

Интересна для профессионального сообщества и стоимость, в которую россияне оценивают свою жизнь. Часто эта цифра колеблется от 2 до 7 млн руб., но большая доля (26%) не считает ее дороже 1 млн руб. “После того как мы просили людей оценить свою жизнь и жизнь близких, мы спрашивали, чувствовали ли они моральный дискомфорт из-за того, что им приходилось оценивать жизнь деньгами. В ответах перевес был в сторону «да, чувствую», - говорится в статье.

Автор приходит к выводу, то страховому сектору может помочь в развитии избавление от страшного слова «страхование» и переименование бизнеса в «гарантийные обязательства»: гарантийный полис, гарантийная компания, рынок гарантийных обязательств.