УФАС по Татарстану оштрафовал «Росгосстрах» на 158 млн рублей за навязывание дополнительных услуг при оформлении полиса ОСАГО.
Этого прецедента давно ждали автомобилисты: уже полгода они жалуются, что страховщики отказывают им в выдаче полисов без уважительных причин. В самих компаниях официально заявляют, что не ограничивают убыточный для них вид страхования, но в деловых кругах говорят обратное. УФАС обещает, что продолжит карать недобросовестных игроков рынка - вслед за «Росгосстрахом» могут возбудить и дела против других страховщиков.
24 апреля антимонопольная служба Татарстана вынесла решение по делу, возбужденному против ООО «Росгосстрах» по п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части навязывания договоров страхования. Комиссия ведомства пришла к выводу, что страховщик при продаже ОСАГО навязывает клиентам программу по страхованию жизни и здоровья водителя «Фортуна-Авто». В распоряжении УФАС оказались два документа от клиентов, в которых был прописан отказ «Росгосстраха» от продажи полиса из-за того, что покупатель отказался от «Фортуна-Авто», сказал на заседании ведомства замруководителя УФАС по РТ Руслан Биктимиров. Как пояснил он после заседания РБК-Татарстан, на «Росгосстрах» с осени поступило порядка сотни подобных жалоб.
Страховщик свою вину перед ведомством не признал. «С нашей стороны навязывания нет никакого, ОСАГО - обязательный вид страхования. Есть, скажем, «диверсанты» из других компаний, которые хотят нас очернить», - сказал журналистам руководитель юридического отдела «Росгосстраха» Ринат Варламов. Он пояснил РБК-Татарстан, что стоимость ОСАГО в Казани составляет от 2,5 тыс. руб., а «Фортуна-Авто», предоставляемый также на год, 1,3-1,6 тыс. руб.
УФАС, разбиравший дело еще с осени 2013 года, предписал страховщику устранить нарушения, то есть прекратить навязывание покупателям ОСАГО допуслуг, а также выплатить в бюджет государства незаконно полученный, по его выводам, доход в размере 158,307 млн руб. Как пояснил РБК-Татарстан Руслан Биктимиров, эта сумма рассчитывалась исходя из всей суммы проданных в 2013 году «Фортуна-авто» за вычетом 0,8% - именно столько, по выводам УФАС, компания продала услугу честным путем.
«Мы обязательно будем обжаловать», - пообещал РБК-Татарстан гендиректор татарстанского филиала «Росгосстраха» Фарид Хамадеев, отказавшись от иных комментариев.
Ситуация с продажами ОСАГО в республике обострилась еще осенью прошлого года. Из-за невыгодной стоимости полисов страховщики ставят покупателей в очереди или предлагают купить полис вместе с другими услугами. Число жалоб на страховщиков в УФАС за 1 квартал сравнялось с числом за весь прошлый год, сказала РБК-Татарстан пресс-секретарь УФАС по РТ Резеда Мазитова. У людей есть претензии и к другим страховщикам, сказал Руслан Биктимиров, но названия компаний предпочел не упоминать. «Можете ждать новых дел», - пообещал он РБК-Татарстан.
Президент Союза страховщиков РТ Рустэм Сабиров не отрицает, что ситуация с продажами ОСАГО в республике сложилась более критическая, чем сообщает УФАС. В начале марта специалисты Союза провели небольшое исследование, обзвонив 15 компаний с просьбой оформить им обязательный автомобильный полис. Из них 14 отказались под разными предлогами – например, сославшись на нехватку бланков. Однако в компаниях, названия которых не разглашаются, купить ОСАГО можно было вместе с другими продуктами, например, страхованием жизни. «Бланки тут же находились», - констатирует Сабиров. Он уверяет, что «ПСК Казань» ОАО» Страховая группа МСК», которую он возглавляет, продает ОСАГО без проблем.
«Я эту новость рад слышать», - сказал о штрафе «Росгосстраха» руководитель Федерации автовладельцев России в РТ Рамиль Хайруллин. Организация обзвонила 4-5 страховых компаний и пришла к тем же выводам, что и Сабиров. «Нам объяснили, что страховым компаниям не хватает бланков... Сейчас полисы не выдает никто практически, только своим (своей клиентской базе), остальным навязывают допуслуги», - сказал он.
По его словам, 24 апреля глава ФАР Сергей Канаев встречался с главой Центробанка, чтобы обсудить эту проблему, результатов ждут в регионах. Пока же Хайруллин пытается самостоятельно «подловить» страховщиков на навязывании допуслуг. «Через Роспотребнадзор мы просто эти деньги в судебном порядке отсудим. Нам сейчас нужен прецедент», - пояснил автомобилист, который на днях будет помогать казанской автоледи оформлять проблемный полис. Он обещает дойти и до прокуратуры.
Статистика показывает, что если в 2012-м году продажи ОСАГО по Татарстану выросли на 31%, то в 2013-м остановились и даже показали небольшое снижение на 0,8%. Согласно подсчетам СОГАЗа, всего за прошлый год порядка 80 страховых организаций продали автовладельцам полисов на 3,85 млрд рублей. При этом количество автомобилей в республике год от года увеличивается. По данным аналитического агентства «Автостат», за 9 месяцев 2013 года в республику было продано 91,6 тысяч новых машин – почти столько же, сколько и за аналогичный период 2012-го.
Рустэм Сабиров объясняет сложившуюся ситуацию убыточностью продаж ОСАГО и надеется, что на нее повлияет небольшое подорожание полисов, которое инициировал Центробанк. «Чего можно ожидать, если цены 11 лет как заморожены? – констатирует Сабиров. – Чтобы поддерживать рынок, нужно пересматривать их раз в год». По его словам, убыточность ОСАГО в Татарстане составляет примерно 140%. По последней информации, ЦБ хочет уже с июля 2014 года увеличить базовую ставку полиса, в результате чего он подорожает для Казани, к примеру, в среднем на 15%.
«Росгосстрах» оштрафован на 158 млн руб. за отказ продавать ОСАГО