Столичная мэрия может предоставить страховым компаниям доступ к городской системе видеонаблюдения. Предполагается, что это облегчит разрешение разногласий, возникающих при составлении европротокола - упрощенного оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД. Как сообщил «Известиям» источник в правительстве Москвы, сейчас, в частности, ведутся переговоры с Российским союзом автостраховщиков.
Источник отметил, что при самостоятельном оформлении документов о происшествии водителями их отчеты и схемы не должны противоречить друг другу. В противном случае страховые компании имеют право отказать в выплатах. Как отмечают эксперты, многие москвичи при мелких авариях предпочитают вызывать сотрудников ГИБДД, так как опасаются, что к их протоколу придерутся.
Заместитель генерального директора страховой компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов считает, что доступ к городским камерам может облегчить работу страховщиков, но необходимо предусмотреть множество технических нюансов.
- Конечно, лучше иметь в распоряжении видеозаписи, чем не иметь, но все же хотелось бы знать, под каким углом идет съемка, входят ли в кадр светофоры и дорожные знаки, видны ли номера, - в общем, неизвестно, насколько они практически будут полезны, - рассуждает Иванов.
Также страховщик предположил, что реализация новшества скорее всего затянется из-за необходимости произвести множество технических и юридических согласований.
Председатель коллегии адвокатов «Александр Тонконог и партнеры» Александр Тонконог предположил, что, объявив об использовании видеоматериалов, страховые компании планируют повысить уровень доверия клиентов и простимулировать активное использование европротоколов.
- Сейчас страховщики, обнаружив в бланках помарки или другие незначительные нарушения, отказываются принимать протоколы. Доказать свою правоту в суде автовладельцам крайне проблематично, так как их фото- и видеоматериалы не всегда соответствуют юридическим требованиям, - рассказал Тонконог. - Наличие доступа к камерам, безусловно, упростит оформление евро-протоколов.
Также адвокат предположил, что доступ к системе видеонаблюдения поможет частично решить проблему страховых мошенничеств.
- Но камеры есть не везде, поэтому окончательно пресечь мошенничества не удастся, - обратил внимание Тонконог. - Кроме того, опытные аферисты наверняка специально будут устраивать псевдоаварии в тех местах, где камер нет, - например, во дворах.
Координатор движения «Автомобилисты Москвы» Леонид Антонов считает, что использование страховыми компаниями видеозаписей камер городской системы наблюдения не снизит недоверия к страховым компаниям.
- Почему-то страховщики привыкли считать своих клиентов мошенниками. Соответственно и автомобилисты не уверены в их честности, - рассуждает Антонов. - Страховые компании стараются под любым предлогом отказать в выплатах, в чем многие, в том числе и я, не раз убеждались на личном опыте.
В свою очередь, участник движения автомобилистов Street Line Club Вячеслав Уваров уверен, что желание страховщиков получить доступ к городским камерам продиктовано стремлением максимально избежать выплат.
- Например, если тебя подрежут и случится ДТП, в компании могут обратить внимание, что твой автомобиль одним колесом заехал на линию разметки. Это является нарушением правил дорожного движения, а следовательно, и основанием для отказа. При этом страховщиков совершенно не будет волновать, что таким образом ты пытался избежать столкновения, - рассуждает Уваров.
По его мнению, доступ страховых компаний к камерам, вопреки ожиданиям, сведет использование европротокола к минимуму.
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов рассказал, что за рубежом для подтверждения европротокола не используются ни видеозаписи, ни даже схемы ДТП.
- В Европе гораздо более доверительные отношения между автомобилистами и страховщиками: там для получения выплаты по упрощенной схеме достаточно визита двух водителей в страховую компанию. Документы оформляются с их слов, - пояснил Шкуматов. - Приехать в компанию можно в любое удобное время, необязательно сразу после ДТП.
Также он обратил внимание на то, что за рубежом максимальная сумма ущерба, возмещаемая по европротоколу, значительно превышает российские 25 тыс. рублей - она составляет до ¤1 млн.
Автостраховщики получат доступ к городским камерам