Ряд страховых компаний, работающих на территории республики, приостановили оформление договоров обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). При этом если в одних компаниях клиенты сталкиваются с отказами, то в других отмечается ажиотаж.
По словам одного из клиентов, в Страховой группе «Уралсиб» отказывают в оформлении полиса ОСАГО, ссылаясь на отсутствие бланков. Формально по той же причине приостановило «автогражданку» и «ВТБ Страхование». В компании «СОГАЗ» сообщили, что оформление ОСАГО в эти дни сопряжено с большими очередями, и рекомендовали обратиться за получением страховой услуги после 10 апреля. В «Росгосстрахе», «Югории», «МАКСе» сообщили, что полисы ОСАГО оформляются.
В отдельных случаях, по словам клиентов, страховые компании идут на оформление полиса ОСАГО, навязывая дополнительные платные услуги, например, страхование жизни и здоровья от несчастных случаев. В других случаях страховщики отказываются применять понижающие коэффициенты, предусмотренные договорами с постоянными клиентами.
Факт поступления жалоб на действия страховых компаний агентству «Башинформ» подтвердили в Башкортостанском управлении Федеральной антимонопольной службы.
Эксперты высказывают мнение, что страховщики, озабоченные убыточностью ОСАГО, заняли выжидательную позицию в связи с планируемым пересмотром тарифов и в преддверии годовых собраний акционеров, где будут приниматься решения о целесообразности дальнейшей работы с «автогражданкой».
По словам генерального директора ООО «Страховые инвестиции» Булата Хуснуллина, убыточность страховщиков по ОСАГО резко возросла после того, как на страхование распространили закон о защите прав потребителей.
— Появились так называемые «антистраховщики», которые, воспользовавшись этим законом, обращаются от имени клиентов в суд по поводу нарушения сроков выплат по ОСАГО или выплат не в полном объеме и взыскивают и всю сумму, и штраф в размере 50 процентов страхового возмещения. По сути, закон сработал в пользу посреднических фирм, а не потребителей, и ударил по страховщикам.
Эксперт полагает, что главной причиной приостановки оформления полисов ОСАГО является тот факт, что «в кулуарах Думы и на заседаниях профильных комитетов обсуждается повышение базового коэффициента по ОСАГО на 40 процентов».
— Повышение базового коэффициента на 40 процентов может стать для страховщиков доводом в пользу работы с ОСАГО. Пока же они выжидают.
Кроме того, планируется повышение территориальных коэффициентов. На сайте Банка России опубликован проект указания, в соответствии с которым такие коэффициенты предполагается повысить в 31 субъекте России, включая Башкортостан. Если решение будет принято, то для Уфы территориальный коэффициент повысится сразу на 11,1 процента, для Ишимбая, Кумертау и Салавата – на 9 процентов, для Благовещенска и Октябрьского – на 8,3 процента и т.д.
Как бы то ни было, отказ страховщиков в оформлении ОСАГО неправомерен, отмечает Булат Хуснуллин:
— Договор ОСАГО является публичным договором. Согласно Гражданскому кодексу, страховые компании не могут отказать в его заключении. При этом навязывание дополнительных услуг категорически запрещено. Наличие очередей и отсутствие бланков – внутренние вопросы самой страховой компании, и клиенты не должны страдать, тем более что в законе не сказано о том, что это может служить поводом для отказа.
А клиенты в таких случаях могут оградить себя от возможных проблем получением в страховой компании письменного отказа.
— Если у клиента на руках будет письменный отказ страховой компании в оформлении ОСАГО и при этом он попадет в ДТП, то в судебном порядке можно будет взыскать страховое возмещение, несмотря на отсутствие полиса, — говорит Булат Хуснуллин. — В Москве прецеденты были.
Ряд страховых компаний в Башкирии приостановили работу с ОСАГО в ожидании повышения тарифов