ЦБ спасает ОСАГО: автовладельцам трети регионов придется раскошелиться
Банк России недавно заступивший на пост страхового регулятора и получивший право устанавливать тарифы по обязательным видам страхования, готов сделать первый шаг для вывода из кризиса рынка ОСАГО, связанного с высокой убыточностью этого вида. Для этого регулятор предлагает повысить территориальные коэффициенты по обязательной автогражданке в 31 регионе. «Прайм» выяснил, насколько эти новации ударят по кошельку автолюбителей.

Стоимость страховки ОСАГО рассчитывается путем умножения базового тарифа на ряд поправочных коэффициентов. Они предназначены для выравнивания убыточности по различным группам водителей, территориям и транспортным средствам. С момента вступления в силу закона об ОСАГО в середине 2003 года коэффициенты корректировались дважды - в 2009 году и в 2011 году, базовый тариф по ОСАГО не менялся ни разу.

Как ранее неоднократно заявляли страховщики, убыточность в ОСАГО превышает 70% и приближается к критическим для этого вида страхования 77%, преодолев которые компания будет работать практически себе в убыток. При этом в некоторых регионах, например, в Камчатском крае, выплаты по «автогражданке» превышают полученные взносы.

Ситуация осложняется и тем, что с конца 2012 года суды при рассмотрении споров по ОСАГО стали активно применять закон о защите прав потребителей, что также привело к увеличению затрат страховщиков.

В результате в ряде регионов, как ранее заявлял первый зампред ЦБ Сергей Швецов, страховщики стали «зажимать продажу полисов», а крупные компании сознательно уходить с этого рынка.

ГДЕ МЕНЯЮТ И НА СКОЛЬКО?

В число регионов, в которых будет изменен территориальный коэффициент, вошли Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Республика Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Хакасия, Чувашия, Камчатский край, Амурская, Архангельская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Курганская, Курская, Липецкая, Мурманская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Томская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская области и Ненецкий АО.

В крупнейших регионах, среди которых Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, коэффициенты сохраняются на прежнем уровне. Стоит отметить, что максимальный территориальный коэффициент, который сейчас составляет 2, подрастет до 2,5. Его «счастливым» обладателем станет Мурманск. В число городов с высоким коэффициентом также будут включены Иваново и Челябинск (2,4), Казань(2,3), Благовещенск, Ульяновск и Кемерово (2,1).

В большинстве городов изменения территориального коэффициента приведет к не особо существенному удорожанию стоимости ОСАГО: рост составит от 6 до 20%. В то же время, в некоторых городах автолюбителям придется платить за страховку гораздо дороже. Так, жителям Петропавловска-Камчатского придется выложить за полис на 73% больше, чем сейчас. В число лидеров по росту стоимости ОСАГО также входят Ульяновск, Димитровград, Апатиты, Белогорск, Благовещинск, Мурманск и Североморск, где страховка вырастет примерно наполовину.

КОСМЕТИЧЕСКАЯ МЕРА?

Корректировка региональных коэффициентов при сохранении базовых тарифов станет, скорее, косметической мерой, нежели капитальной, считают опрошенные агентством «Прайм» страховщики.

«Изменение только региональных коэффициентов поможет временно сгладить ситуацию, но, во-первых, ненадолго, а во-вторых, не решит главную проблему – недооценку тарифов в убыточных сегментах», - считает зампредправления СОГАЗа Дамир Аксянов.

Проблема высокой убыточности в ОСАГО носит комплексный характер, отмечает директор агентства страхования ответственности МАКСа Дмитрий Феськов. «Корректировка только территориальных коэффициентов не поможет, если конечно, при этом они не увеличатся в разы», - добавляет он, отмечая, что стоимость полиса автогражданки складывается из многих составляющих, которые тоже нужно учитывать.

«Никакими локальными мерами, в частности корректировкой региональных коэффициентов, ситуацию с ОСАГО не разрешить. Проблема на данном рынке приобрела фундаментальный характер и требует не косметических, а кардинальных решений», - соглашается с коллегами гендиректор «Оранта страхования» Дмитрий Игнатьев.

Решить проблему можно при более детальном, чем простая корректировка территориальных коэффициентов, подходе к пересмотру базовых страховых тарифов и поправочных коэффициентов с учетом всех факторов, влияющих на наблюдающийся в настоящее время рост убыточности ОСАГО, считает руководитель управления андеррайтинга по автострахованию «Югории» Павел Чепыжов.

Тем не менее, замгендиректор «ВТБ Страхования» Евгений Ниссельсон отмечает, что изменение базового тарифа - это «более радикальная мера», которая может затронуть и те регионы, где нет необходимости существенно увеличивать стоимость страхования.

Среди убыточных регионов страховщики назвали Приволжский, Сибирский, Южный и Дальневосточный федеральный округ, в частности - Челябинск, Краснодар, Красноярск, Пенза, Томск, Новокузнецк, Петропавловск-Камчатский, Тольятти, Воронеж, Великий Новгород, Вологда.