Аварию посчитают без ГАИ
Страховщики настаивают на поправках в закон об ОСАГО

Применять расширенный Европротокол страховщики будут только в том случае, если автомобили, пострадавшие в аварии, были оборудованы тахографами или спутниковыми системами.

Напомним, что сейчас в Госдуме готовятся ко второму чтению поправки в закон об ОСАГО. В них в том числе предусмотрено расширение зоны покрытия, так называемого Европротокола до 50 тысяч рублей. А для Москвы и Санкт-Петербурга - до полного покрытия ОСАГО. Полное покрытие ОСАГО в соответствии с этими поправками предусматривает выплаты по жизни и здоровью до 500 тысяч рублей и по материальному ущербу до 400 тысяч.

Напомним, что Европротокол - это упрощенное оформление аварии, без вызова ГИБДД. Сейчас воспользоваться им можно только в случаях, если в аварии участвовали только две машины, водители которых застрахованы по ОСАГО, нет пострадавших и сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей. Одно из важных условий - у обоих участников аварии нет разногласий в обстоятельствах случившегося. Не в том, кто из них прав, а кто виноват, а именно в том, как все произошло. Если все это совпало, то водители убирают машины с места происшествия, заполняют извещение о ДТП, а потом каждый из них отправляется к своему страховщику с этим документом. Никаких справок из ГИБДД или печатей не требуется. Стукнулись и разъехались.

Однако особой популярностью этот упрощенный способ не пользуется. В прошлом году по данным Российского союза автостраховщиков Европротоколом воспользовались лишь 9 процентов от всех потерпевших. Для сравнения. Годом ранее их было 8 процентов. Все остальные предпочитают оформлять аварии традиционным способом.
Дело в том, что большинство считает, что 25 тысяч рублей не хватит на покрытие расходов, связанных с ремонтом. И действительно, по итогам прошлого года средняя выплата по ОСАГО приблизилась к 30 тысячам рублей. Что явно больше, чем покрытие Европротокола. Другой момент, что пострадавшие боятся связываться со страховщиком, не имея на руках документа, заверенного штампом ГИБДД и подписью сотрудника. Если страховщик откажет в выплате, то и по суду без такой бумажки будет сложно чего-либо добиться. А отказывают по Европротоколу страховщики часто. Они опасаются мошенничества со стороны автомобилистов.

Изначально Европротокол рассчитан на то, чтобы аварии поскорее оформлялись и не создавали пробки. Поэтому правительство считает, что увеличение лимита покрытия позволит повысить привлекательность упрощенного оформления. А для Москвы и Санкт-Петербурга, где пробки - страшнаяпроблема, тем более. Однако страховщики опасаются в связи с таким расширением покрытия всплеска страхового мошенничества, поэтому предлагают меры одна другой страшнее.

Сейчас, например, в проекте поправок прописано, что оформление Европротокола возможно только в том случае, если оба автомобиля оборудованы видеорегистраторами, по записям которых можно установить, что же произошло, и спутниковыми системами, позволяющими точно установить место происшествия. Последнее нужно для того, чтобы избежать случаев, когда авария произошла в Подмосковье, а пострадавший доказывает, что именно в столице, чтобы получить большее, чем 50 тысяч, покрытие.
Однако страховщиков не устраивает и этот вариант. Они считают, что в данные видеорегистраторов можно внести изменения, поэтому необходимо использовать приборы, информация которых не корректируется. А это только тахографы и спутниковые противоугонные системы. Таким образом доступность Европротокола может упасть в разы. Он будет доступен для водителей большегрузов и автобусов, которые априори оборудуются тахографами. Кстати, с 1 апреля за отсутствие этих приборов их будут штрафовать.
А также для водителей дорогостоящих машин, в кошельках владельцев которых установка спутникового оборудования больших дыр не пробьет.

Впрочем, сами поставщики телематического оборудования утверждают, что установка блока, который выполняет функции черного ящика, недорогое удовольствие и вполне по карману владельцу любого автомобиля.