Страховщики разрабатывают новый стандарт КАСКО, ужесточающий права и обязанности обеих сторон — и страховой компании, и владельца полиса.
Наличие строгих правил позволит сократить число судебных разбирательств, уверены авторы документа. Однако на практике в проигрыше может оказаться именно автовладелец, отмечают эксперты.
Страховщики ужесточат условия КАСКО. Всероссийский союз страховщиков предложил документ, в котором прописаны минимальные требования к порядку добровольного страхования автомобилей. Об этом сообщает газета РБК daily. Таким образом российские страховые компании хотят сэкономить более 11 млрд руб., которые они каждый год выплачивают по суду обладателям полисов. Новые правила работы — так называемый стандарт КАСКО — страховщики предложат Банку России в качестве обязательных. Главная задача документа — устранить недопонимание между клиентами и страховыми компаниями, заявил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.
«Ничего кардинально нового внесено не будет. Но и страховщик будет обязан жестче выполнять свои требования перед клиентом, и страхователь должен знать, что если он не выполняет условия полиса, то этот случай не будет являться страховым. С тем, чтобы не было разночтений между компаниями и большим разбросом в этих правилах, мы и работаем над этим стандартом. Текст шлифуется. После того, как он будет полностью отработан нами так, что будет удовлетворять и страхователя, и страховщиков, он будет передан в Центральный банк. ЦБ со своими юридическими и другими службами на все это дело посмотрит, и когда он это утвердит, это будет законом нашей деятельности», — сообщил Юргенс.
По новому стандарту страховщики не будут компенсировать ущерб при угоне, если в машине не была включена противоугонная система, или ее владелец оставил ключи в замке зажигания. Кроме того, если в ДТП попадет водитель, не вписанный в полис КАСКО, расходы также не возместят. Эксперты полагают, что Банк России не примет предложенный страховщиками документ. Этот вопрос нужно решать законодательно, считает член комитета Госдумы по финансовому рынку Борис Кашин.
«Действительно, есть юристы, которые используют какие-то пробелы в законодательстве, чтобы получать вознаграждения немотивированные со стороны страховых компаний. Однако, главная проблема в том, что тарифы у нас не урегулированы, и компании — хорошо организованные структуры — жалуются, но забывают о том, что по ОСАГО к 80% выплаты должны приближаться. С КАСКО тоже такая же проблема — приходят люди, они предлагают им получить часть страхового возмещения сразу, а в противном случае говорят: «Идите в суд». Поэтому эту проблему надо решать, наводя порядок в страховых компаниях и совершенствуя нормативную базу», — пояснил Кашин.
Если страховая компания будет молчать в течение 30 дней, автомобилист сможет подать в суд, указано в документе. Однако подобным образом страховщики только пытаются увеличить собственную прибыль, считает лидер движения поддержки автомобилистов «Позиция» Елена Гудович.
«Когда к нам обращаются потерпевшие от угона, мы говорим: чему вы удивляетесь? Страховые компании существуют не для того, чтобы нам компенсировать наши потери. Они существуют для того, чтобы зарабатывать. И вот сейчас страховые компании именно это и демонстрируют. Несколько месяцев назад правительством было принято решение о том, что страховые компании не имеют права отказывать в выплате компенсации, если нет полного комплекта ключей. И вот теперь они собрались с духом и хотят провести это законодательно. Боюсь, что им это удастся, но это, конечно, чудовищная несправедливость», — заявила Гудович.
По данным службы Банка России по финансовым рынкам, за девять месяцев 2013 года страховщики выплатили по КАСКО более 110 млрд руб.
«Страховые компании существуют для того, чтобы зарабатывать»