Развитие современного мира нельзя представить без технологий и их введения в различные процессы . Это знают и чувствуют не только предприятия в производственных отраслях, но и любой бизнес, в основе которого лежит обобщение, обработка информации, обслуживание клиентов и продажа.
В последние годы все больше наблюдается вхождение технологий в сферы обслуживания клиентов и предоставления различных услуг, где они в некоторых случаях полностью заменяют привычный человеческий контакт. Зачастую увеличение эффективности (оптимизация) деятельности напрямую связана с введением технологий в процессы предприятия. Это нередко означает и отказ от присутствия человека или существенное уменьшение этого присутствия, ведь оно стало лишним – все делают технологии или компьютер.
В то же время, с другой стороны имеются потребители, которые становятся все более требовательными и сведущими, в том числе, в технологических решениях, и считают, что любой бизнес должен идти в ногу со временем. Именно клиенты создают спрос на различные нововведения, как, например, системы обслуживания клиентов в интернете или мобильные приложения для приобретения и использования конкретных услуг. Ни один сервис не может быть менее сведущим в технологических возможностях, чем его клиент.
И в отрасль страхования так же широкими шагами входят различные технологические решения, которые приносят удобство в ежедневную рутину как страхователей, так и предприятий. При этом страхование оценивается как отрасль, содержащая вещи, которые может анализировать и оценивать только человек. Такой алгоритм, который предусматривает все возможные обстоятельства, вряд ли кто-то сможет создать. Однако и здесь все еще имеются широкие возможности, поскольку конкуренция технологий за функции, которые до этого доверяли только человеку, все более возрастает. Отличный пример этого – развитие искусственного интеллекта, который уже сейчас позволяет компьютеру обыгрывать в шахматы даже самые великие умы планеты.
А что это означает для предпринимателя? Предприниматель получает возможность направлять свои человеческие ресурсы на развитие новых проектов, улучшение существующих, создание и осуществление решений. Сэкономленные финансовые ресурсы тоже можно вложить в улучшение качества продуктов и сервиса.
Во многих странах большая часть страхового бизнеса уже технологически автоматизирована. Например, в США даже приобретение страхования жизни в интернете – это совсем простое решение. Для нас это еще будущее. В Латвии пока в интернете можно приобрести только часть продуктов страхования. Среди них первично OCTA, затем следуют продукты страхования путешествия, имущества и KASKO, о которых жители имеют большее представление. OCTA является продуктом с наибольшим объемом, проданным в интернете, в Латвии – более 20%. Это объясняется тем, что OCTA является известным всем, понятным страховым продуктом, и его условия едины и строго регулируются законом по всей Латвии.
Иная ситуация, например, с различными продуктами страхования жизни и пенсий. В этой области более широк выбор возможных услуг, принимая во внимание потребности, требования, желания и возможности каждого клиента. Это необходимо обсудить с каждым клиентом во всех нюансах. Однако и в области самых сложных продуктов наблюдается тенденция и желание клиентов приобретать их в интернете. В большой мере выбор доступных продуктов страхования, которые могут быть приобретены в интернете, определяет опыт потребителей в этой области.
В Латвии по сравнению со странами Западной Европы страхование является сравнительно молодой отраслью, и жителям необходима поддержка для того, чтобы возникло понимание. Одновременно это вызов для тех, кто предоставляет услуги –способность создать настолько простой продукт, чтобы его можно было продавать в интернете без дополнительных консультаций и разъяснений. Однако присутствие человека в страховом бизнесе в Латвии по большей части неизбежно, и, кажется, оно еще долго будет необходимо. Опыт показывает, что приобретение продуктов, которые понятны и которые легко приобрести в интернете, это одно, однако при регулировании возмещения клиенты хотят иметь чувство надежности и человеческий контакт, сочувствие, эмоциональное понимание. К тому же, главным образом, каждый случай , по которому получается заявка, - сильно отличается от других, должен решаться индивидуально и не может быть поставлен в ранее определенные рамки. Хотя как исключение на данный момент уже можно упомянуть страхование здоровья, где количество улаженных в электронном виде дел по выплатам возмещений возрастает каждый год и на данный момент составляет 70% от всех дел.
Однако в целом можно сделать вывод, что работе человека мы по-прежнему доверяем больше, чем технологиям. И это имеет свои преимущества. Новым технологиям придется «пережить» еще несколько поколений, чтобы полностью завоевать расположение и доверие общества. И даже если мы когда-нибудь в будущем перейдем на полный интернет-сервис, полностью исключить личный контакт вряд ли будет возможно.
В современном бизнесе непрерывно необходимо конкурировать с технологическими нововведениями. Поэтому предприятия должны быть способны показать свои преимущества, предоставляя людям полезные и ценные консультации, которые не может предоставить компьютер. Только вопрос времени, когда виртуальный контакт заменит привычный разговор с консультантом клиентов и рукопожатие при заключении удачной сделки. Однако как минимум пока маловероятно, что такие перемены будет возможно осуществить во всех процессах обслуживания клиентов.
Заменят ли однажды технологии рукопожатие?