Вывод приняли к сведению
Суд признал банкротом страховую компанию «Россия» Виктора Пинчука

Компания «Россия» Виктора Пинчука, занимавшая 35-е место по общему объему премий и 15-е — на рынке «автогражданки» РФ, вчера была признана банкротом. Страховщика не смогли спасти — его временный администратор выявил вывод из компании 6,5 млрд руб.

Эксперты отмечают, что украинское законодательство также оставляет лазейки для вывода денег из компании, а выявить проблемы в местных страховых компаниях, как и в России, удается лишь перед самым началом банкротства.

Вчера Арбитражный суд Москвы признал банкротом страховую компанию (СК) «Россия», которая принадлежит украинскому бизнесмену Виктору Пинчуку. Днем ранее временный администратор «России» Евгений Желнин обвинил собственников СК в выводе средств из компании на сумму 6,5 млрд руб. (6 млн). В ходе проверки было выявлено, что в обмен на принадлежащие ей акции «Россия» получила векселя офшорной компании, оплата по которым невозможна.

Компенсации по полисам ОСАГО клиентам «России» будет выплачивать Российский союз автостраховщиков (РСА) — аналог Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ). Подать документы клиенты смогут в страховых компаниях «ВСК», «МАКС», «РЕСО-гарантия», «Росгосстрах» и «Альфа-Страхование».

«Россия» занимала 15-е место по объему премий по ОСАГО

Проблемы у «России», которая занимает 35-е место по объему привлеченных премий (данные Банка России) и 15-е — по объему премий по ОСАГО, начались давно. В июне 2009 года и мае 2012 года из-за задержек выплат по ОСАГО регулятор ограничивал ее лицензию на «автогражданку». Уже в июне 2012 года выявленные нарушения были устранены, но СК осталась на особом контроле. В октябре 2013 года служба Банка России по финансовым рынкам приостановила действие лицензии страховщика. «Решение принято в связи с нарушением ОСАО «Россия» требований законодательства РФ, выразившимся в неисполнении предписания федеральной службы финансовых рынков России о предоставлении информации и документов, подтверждающих наличие на ее балансе ликвидных активов, принимаемых в покрытие страховых резервов и собственных средств»,— пояснял центробанк России. В СК ввели временную администрацию (в ее составе оказались представители Банка России и страховых объединений). Российский союз автостраховщиков исключил «Россию» из соглашения о прямом возмещении убытков. Объединение оценило обязательства «России» по ОСАГО в 1,6-2,3 млрд руб. (доля рынка составила около 2%). В установленный законом срок компания не устранила нарушения, поэтому 15 ноября 2013 года ее лицензия была отозвана. EastOne Group управляет активами Виктора Пинчука, который получил СК за долги у прежнего владельца Абдулжелина Абдулкеримова. Объем инвестиций в СК, по данным источника Ъ, оценивался в 0 млн. Вчера в EastOne ситуацию в «России» и свои планы на страховом рынке не комментировали.

Эксперты украинского страхового рынка утверждают, что вывод активов из страховой компании — это не редкость и в нашей стране. «Такая ситуация, как у «России», у нас вряд ли возможна: в Украине запрещено учитывать векселя в качестве актива, принимаемого в покрытие обязательств по резервам СК,— говорит председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский.— Закон «О страховании» обязывает собственников страховой компании внести в уставный капитал 1 млн евро. Эти средства могут идти как на повышение ликвидности и финансовой устойчивости СК, так и на покупку офисов, компьютеров, автотранспорта и развитие компании. Однако они могут быть направлены и на приобретение бумаг сомнительной ценности». За два года из-за невыполнения обязательств перед клиентами и МТСБУ права продавать полисы ОСАГО лишились СК «Галактика», «Добробут», «Инвестсервис», «ИнтерТрансПолис, «Райп» и «Городская страховая компания». В стадии ликвидации или банкротства находятся «Вексель», «Страховые традиции», «Лафорт» и Украинская экологическая страховая компания. По их обязательствам заплатит МТСБУ.

Чтобы улучшить платежеспособность страховых компаний, авторы новой редакции закона «О страховании» предложили отказаться от понятия «уставный капитал». Главным станет «регулятивный капитал», который нужно будет покрывать определенными видами активов. Платежеспособность компании, кроме регулятора, сейчас оценивает МТСБУ. Более того, чтобы контролировать наличие денег для выплат по ОСАГО, в бюро предлагали страховщикам перечислять на отдельный счет 30-50% суммы привлеченных по «автогражданке» премий: такой механизм «связывания» резервов уже внедрен в системе «зеленой карты».