Методика оценки ущерба на автотранспорте, разработанная Российским союзом автостраховщиков (РСА), в целом готова, провидится последняя «шлифовка» положений, сообщил президент РСА, глава экспертного совета союза по разработке единой методики оценки ущерба на автотранспорте Павел Бунин журналистам в среду.
По его словам, «готовый документ, утвержденный правлением РСА в феврале этого года, будет направлен в Банк России для согласования». «После этого единая методика станет обязательным документом для страховщиков ОСАГО, определяющих стоимость восстановительного ремонта на автотранспорте», - пояснил президент РСА.
При этом он подчеркнул, что официальный статус разработанная методика может получить только после принятия соответствующих поправок в российское законодательство (поправка в закон об ОСАГО о придании РСА полномочий по разработке единой методики внесена Минфином РФ и прошла первое чтение, эта инициатива также поддерживается Центробанком - прим. ИФ-АФИ).
После появления методики, по словам П.Бунина, РСА сможет приступить к другой важнейшей задаче - разработке статистических справочников, в которых будет указана стоимость нормо-часов в ремонтных работах, стоимость лакокрасочных материалов и стоимость запчастей. Ключевые показатели будут определяться с учетом данных по регионам: пока предполагается выделить 12 укрупненных регионов для расчета средней стоимости нормо-часов и расходных материалов.
Президент РСА пояснил журналистам, что «работа по созданию таких справочников будет осуществляться за счет РСА, и данные будут обновляться раз в полгода». Союз предполагает в перспективе возможность открытого доступа к статистическим данным для лиц, заинтересованных в проверке экспертных расчетов.
Президент РСА заявил, что «появление единой методики оценки ущерба на автотранспорте существенно ограничит возможности автоюристов зарабатывать на спорах между автостраховщикам и их клиентами». «В значительной степени этот бизнес обусловлен разночтениями в экспертных оценках восстановительного ремонта на автотранспорте, которые могут расходиться в разы», - сказал П.Бунин.
Он добавил, что в 2013 году число судебных споров в сфере страхования достигло 600 тыс. Эту ситуацию нельзя признать нормальной, убежден П.Бунин.
Разрабатываемая РСА методика считает допустимым 15%-ное отклонение в расчете цен, выставленных различными экспертами при оценке ущерба на автотранспорте. Если такое отклонение достигает больших значений, автовладелец или иной заказчик оценки может обращаться в вышестоящий орган, контролирующий деятельность экспертов-техников. Методика РСА сохраняет принцип, изложенный в законе об ОСАГО, об оценке стоимости ремонта с учетом износа. Вместе с тем эксперты считают более точным подходом определять износ не всего автомобиля в целом, а деталей, подлежащих ремонту или замене.
Член экспертного совета РСА Сергей Дорофеев в беседе с журналистами подчеркнул, что «проект методики разрабатывался в соответствии с действующими законами и правительственными постановлениями и не противоречит этим актам». Он добавил, что «до принятия поправок в закон, определяющих статус методики РСА, продолжает действовать еще пять методик оценки, ни одна из которых не является официально признанной».
Он напомнил, что законом об ОСАГО еще в 2003 году работа по созданию единой методики была поручена Минтрансу РФ. «Однако в настоящее время ведомство не располагает достаточным кадровым потенциалом для подготовки такого документа», - считает член экспертного совета. Он также сообщил, что к работе в экспертном совете РСА были приглашены все желающие. Положения методики определялись в ходе дискуссии специалистов.
РСА планирует направить готовую методику оценки ущерба на автотранспорте в ЦБ в феврале