ВЭБ справится в одиночку
Корпорация самостоятельно финансирует поставки SSJ-100 в Индонезию

Внешэкономбанк впервые самостоятельно профинансировал сделку по поставкам российских самолетов Sukhoi Superjet на экспорт. Корпорация не только предоставила кредит покупателю, но и взяла на себя лизинг и страхование самолетов.

Внешэкономбанк (ВЭБ) профинансировал поставку трех российских самолетов Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100) индонезийской авиакомпании PT Sky Aviation. В 2011 году она заказала 12 самолетов на 380 млн. долл., обеспечив российскому авиастроителю выход на рынок Юго-Восточной Азии. Кредит в размере около 80 млн. долл. выдан авиакомпании на 12 лет, рассказал зампред правления ВЭБа Александр Иванов. Размер ставки он не раскрыл, назвав ее конкурентоспособной.

Сделка по финансированию поставок SSJ-100 в Индонезию — первая крупная сделка, где группа Внешэкономбанк использует комплексный подход, утверждает директор департамента финансирования экспорта ВЭБа Даниил Алгульян. ВЭБ предоставил финансовые ресурсы, «ВЭБ-лизинг» отвечает за реализацию лизинговой схемы с участием специально созданной компании, а российское экспортное кредитное агентство ЭКСАР («дочка» «ВЭБ-лизинга») обеспечило страховое покрытие. В декабре в сделке по поставкам самолетов в Мексику авиакомпании Interjet ВЭБ предоставлял финансирование в составе консорциума международных банков, а страховое покрытие осуществляли иностранные экспортные кредитные агентства — итальянская SACE и французская Coface.

ЭКСАР в первый раз страховало сделку, связанную с поставкой самолетов, рассказали в ВЭБе. Представитель агентства добавил, что и в дальнейшем планируется предоставлять страховое покрытие подобным экспортным сделкам. Комплексный подход, считают в ВЭБе, минимизирует риски. Так, участие ЭКСАР позволяет обеспечить более защищенную с финансовой и правовой точки зрения структуру сделки и повышает эффективность управления рисками.

Кроме того, для финансирования поставок в Индонезию используется кредитно-лизинговая форма, хотя ранее поставки осуществлялись, как правило, через механизм государственных контрактов и гарантий, говорит представитель компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). В сделке с мексиканской Interjet также была использована кредитно-лизинговая форма, но ВЭБ действовал не в одиночку, а в консорциуме банков. По словам г-на Алгульяна, специально под сделку создана лизинговая компания Maple Aviation Leasing, которая становится собственником самолета, поэтому в случае невыплаты по кредиту проще вывести актив (самолет) и передать его другой авиакомпании. Это также улучшает возможности контроля эксплуатации самолета.

Однако пока не решен вопрос об остаточной стоимости самолета, Минпромторг разрабатывает схему гарантий остаточной стоимости авиатехники с декабря прошлого года. По истечении срока договора самолет возвращается лизингодателю и снова должен быть передан в лизинг или продан, говорит аналитик ИК «Регион» Алла Юрова. Поскольку тип самолета совсем новый, рынок пока не понимает, какой может быть остаточная стоимость SSJ-100 через 10—12 лет. В результате для лизингодателя возникают дополнительные риски, требующие создания определенных резервов, говорит она.