Задержка по полису
Таможенники предлагают страховать импорт от простоя на границе

Федеральная таможенная служба (ФТС) внесла в правительство законопроект о страховании ответственности владельцев брендов в случае задержки по их инициативе таможенными органами потенциально контрафактных товаров.

Предполагается, что такая страховка покроет убытки, прежде всего «параллельных» импортеров, от необоснованной задержки товаров на границе. Страховщики пока осторожно относятся к инициативе ФТС, опасаясь, что таким образом таможня легализует свое право задерживать товары на неопределенный срок.

Как стало известно «Ъ», ФТС подготовила и внесла в правительство проект поправок об обязательности предоставления договора страхования риска ответственности правообладателя «за причинение вреда в связи с приостановлением таможенными органами выпуска товаров». Поправки вносятся в ст. 307 закона «О таможенном регулировании в РФ», которая описывает правила внесения сведений о товаре правообладателя в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Согласно ним, предоставление страховки для включения владельца прав на бренд в этот реестр станет обязательным. Сейчас такой способ возмещения убытков других импортеров правообладателем является добровольным. Сумму страховки поправками менять не предполагается — как и сейчас, она составит не менее 300 тыс. руб.

Минэкономики уже подготовило заключение об оценке регулирующего воздействия проекта. В нем министерство указывает, что отказ от таких форм, как залог и банковская гарантия в пользу страховки, «является безосновательным». Тем не менее завершается отзыв Минэкономики положительной оценкой — избыточных ограничений и обязанностей для субъектов проект ФТС не несет. Министерство запросило мнения о документе у РСПП, «Pepsico Россия», Mars Россия, «Hewlett-Packard Россия», Hermes и др. Официальный отзыв был получен из РСПП, но он не содержал замечаний и предложений.Таким образом, таможенники намерены не пускать подделки в страну, отведя от себя при этом претензии необоснованно заподозренных в контрафакте импортеров, которые из-за срыва сроков поставок товаров терпят убытки (речь в том числе идет и о параллельном импорте). В настоящее время, согласно закону «О таможенном регулировании в РФ», владелец бренда кроме страхованиясвоей ответственности может предоставить декларанту, собственнику, получателю товара и иным лицам, которым может быть причинен имущественный вред в связи с приостановлением выпуска их товаров, «любое обеспечение обязательств в письменной форме, предусмотренное гражданским законодательством», в том числе залог, банковскую гарантию, поручительство, или страховку ответственности. Законопроект ФТС выбора уже не оставляет — обеспечением предполагается сделать лишь страховку.

«Для страховщиков единственный источник риска в таком страховании — сама таможня и ее решения о том, относится ли товар к белому импорту и соответствует ли он критериям правообладателя,— говорит чиновник финансово-экономического ведомства.— Может показаться, что таможня таким образом несовершенство в своей работе перекладывает на участников рынка».

Страховщики эту подоплеку понимают и радоваться новому рынку пока не спешат. «Действие госорганов (в данном случае таможни, задерживающей товар на границе) во всем мире не является страхуемым риском»,— заявил «Ъ» один из топ-менеджеров крупного страховщика. По его словам, по контрактам поставки товаров срыв срока из-за задержки на таможне не будет являться основанием для штрафных санкций к поставщику товара. «Потому что задержка произошла по форс-мажорным обстоятельствам, а именно из-за действий гоорганов»,— поясняет собеседник «Ъ».

По словам же вице-президента «Ингосстраха» Ильи Соломатина, «объем рынка оценить сложно, но можно предположить, что он будет значительным, поскольку касается не только прав интеллектуальной собственности, но и защиты бренда, как, например, было в таком резонансном случае, как спор между корпорациями Microsoft и Samsung».