На рынке банкострахования развиваются некредитные продукты
Рынок банкострахования за прошлый год вырос на 11%, до 214 млрд руб., отмечается в исследовании RAEX («Эксперт РА»).
По словам управляющего директора рейтингового агентства Павла Самиева, падение кредитного сегмента перекрыл рост некредитного банкострахования, которое прибавило в прошлом году 117%. Его объем составил 58 млрд руб., а доля в структуре банкострахования увеличилась с 13,8% в 2013 году до 27,1% в прошлом.
Прирост страховых взносов в некредитном сегменте отмечается по всем направлениям, однако в наибольшей степени выросли инвестиционное страхование жизни (+211%, 28 млрд руб.) и смешанное страхование жизни (+76%, 15 млрд руб.). «Хотя росли и другие виды - страхование выезжающих за рубеж, имущества физлиц», - добавил Самиев.
Однако в столь позитивных тенденциях есть своя «ложка дегтя» - 80% прироста взносов по инвестиционному страхованию жизни в 2014 году было обеспечено только одним страховщиком - «Сбербанк страхование жизни». Без учета его взносов рынок банкострахования сократился бы в прошлом году на 4%. Кроме того, в целом на рынке увеличивается концентрация, заметно выросла доля компаний, входящих в топ-3 (помимо «Сбербанк страхование жизни», это «ВТБ Страхование» и «Альфастрахование»). «70% взносов некредитного банкострахования приходилось на компании, которые входят в банковские группы. Можно сказать, что они кэптивные. Эта доля росла последовательно последние несколько лет, в 2010 году это было всего лишь 15%», - отметил Павел Самиев.
В розничном кредитном банкостраховании в прошлом году сокращались все виды, кроме ипотечного страхования. Сегмент страхования жизни и здоровья заемщиков по потребкредитам потерял 17%, автострахование сократилось на 13%, страхование от потери работы на 10,5%. Ипотечное страхование прибавило 27%, что в целом позволило сегменту кредитного банкострахования упасть по итогам года всего на 8%. Кредитное банкострахование юрлиц сократилось на 8,7%.
«Конечно, в этом году динамика рынка банкострахования все равно будет сильно зависеть от динамики рынка кредитования, - отметил Павел Самиев. - Сложно прогнозировать, но, скорее всего, объемы выдач кредитов сильно сократятся, что скажется и на страховании. Портфель кредитов не упадет, видимо, только по кредитованию крупного бизнеса и ипотеке. Остальные сегменты - и потребительские кредиты, и кредиты малому и среднему бизнесу - ожидает падение портфеля, не говоря уже о сокращении новых выдач». Попрогнозам RAEX, в этом году объемы рынка банкострахования сохранятся на уровне 2014 года за счет роста некредитного страхования на 40%. Страхование розничных заемщиков, как ожидается, сократится на 18%, а страхование жизни и здоровья по потребительским кредитам - на 25%. Поддержку рознице может оказать ужесточение требований банков к ипотечным заемщиках, которых обяжут приобретать страховку.
У регулятора к сегменту банкострахования «меньше вопросов, чем по другим видам», рассказал директор департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук. По его словам, наличие банкострахования в портфеле у компании для ЦБ хороший сигнал (в отличие, например, от страхования застройщиков или туроператоров, которые регулятор считает «красной лампочкой»). «Если есть страхование жизни, мы смотрим более лояльно, потому что опыт показывает, что возникновение неприятных ситуаций существенно ниже», - добавил Жук.
Однако и в этом сегменте, несмотря на отсутствие на него жалоб потребителей, есть тревожный аспект. Это навязывание услуг. По словам Игоря Жука, на эти грабли регулятор наступил с ОСАГО, поэтому «кросс-сейлинг с точки зрения страховых компаний и навязывание услуг - с точки зрения потребителя» сейчас находится в центре внимания ЦБ. «Тема непростая, и мы хотели бы вести широкую дискуссию, которая либо выльется в правила деятельности на рынке, либо в регулирующие нормативные документы ЦБ», - отметил Жук. По его словам, что кросс-сейлинг - это хорошо, потому что когда человек приходит в банк, ему нужно рассказать о доступных финансовых услугах. Но грань здесь очень тонкая. Стартовая работа по введению «периода охлаждения» проведена на рынке ОСАГО. Речь идет о том, что клиент, обнаружив, что ему навязали страховку, которую он покупать не хотел, может отказаться от нее в течение пяти дней и в течение десяти дней получить назад деньги.
Тревожной тенденцией Игорь Жук назвал концентрацию рынка и возможное падение, если бы не было взносов одной компании. По его словам, рост кэптивного присутствия регулятора не радует и не удручает – это «реальность, которая есть». Но плохо, что, кроме «Сбербанк страхование жизни», почти никому не удается реализовывать инвестиционные страховые продукты. Будущее рынка, по мнению Игоря Жука, связано с развитием электронных продаж - в течение двух лет эта тема будет набирать ход, возможно даже некоторое перераспределение среди лидеров рынка. «Устоявшиеся лидеры могут потерять свои позиции из-за пренебрежения электронными продажами», - считает представитель регулятора.
Сами страховщики отмечают, что из-за сокращения кредитного рынка продажи смещаются в сторону некредитного сегмента. Здесь есть тенденция к росту не только страхования жизни, но и страхования имущества, страхования выезжающих за рубеж. Отдельная тема - развитие коробочных продуктов.
«Количество банков, работающих в этом направлении, и линейка таких программ постоянно растет, - рассказал руководитель проектов управления по работе с банками СК
«МАКС» Алексей Петрунин. - Сегодня в офисе банка можно застраховать квартиру, загородный дом, ответственность, жизнь и здоровье детей и взрослых, ДМС. В краткосрочной перспективе ожидаем появление коробочных продуктов и для юридических лиц».
Полис выпал из портфеля