В Государственной думе недовольны единоличной политикой Центробанка в утверждении тарифов обязательного автострахования.
Депутаты Госдумы Игорь Лебедев, Ярослав Нилов и Андрей Свинцов (все — ЛДПР) подготовили проект закона о внесении изменений в ФЗ «Об ОСАГО» и в ст. 1 закона «Об организации страхового дела в РФ» в части перераспределения полномочий между ЦБ РФ и правительством в части определения тарифов автострахования. Законодатели заметили, что сегодняшняя ситуация, когда ЦБ имеет право самостоятельно устанавливать тарифы, привела к их резкому и необоснованному росту в начале года, что вызвало недовольство многих автомобилистов.
С 12 апреля решением совета директоров Центробанка РФ в среднем на 40% были повышены тарифы ОСАГО, при этом регулятор утвердил новый размер тарифного коридора, расширив его с 5% до 20%, чем дал возможность страховым компаниям еще значительнее повысить тарифы. Ранее, как писали «Известия», авторы законопроекта обвинили ЦБ в отсутствии расчетных обоснований для повышения тарифов, а представители организаций автомобилистов уверяли, что подобное повышение приведет многих автовладельцев на черный рынок страхования.
Для избежания повторных шоковых повышений цен на страховку для водителей, законодатели предлагают обязать ЦБ согласовывать любые повышения тарифов с правительством РФ.
— Некоторое время назад функции регулятора этого вопроса были переданы в ЦБ. Получается, что ЦБ — это независимая структура, которая регулирует тарифы, разрабатывает методики расчета ущерба, проценты взносов, то есть выполняет абсолютно несвойственные ей функции. Чиновники, которые там сидят и просто получают зарплату, не принимают на себя волны протестов и недовольства, которые возникают в связи с их решениями, — заметил депутат Нилов. — Негативная реакция граждан прежде всего бьет по правительству. Ответственность за решения по ОСАГО — по сути, социального продукта — получается, разделенная, правительство здесь также должно принимать участие.
Другой соавтор законопроекта Игорь Лебедев считает, что создание механизма согласования тарифов между ЦБ и правительством поможет чиновникам находить более объективные и обдуманные решения.
— Последнее повышение тарифов ОСАГО было санкционировано только Центробанком, иные доводы не были приняты во внимание. Такие сложные вопросы, касающиеся 75% жителей нашей страны, необходимо согласовывать с правительством. Это даст возможность населению понимать, кто принимает решения, с чьей стороны ждать аргументов, — сказал Лебедев.
В пресс-службе ЦБ посоветовали законодателям ознакомится со ст. 8 и 9 главы II ФЗ «Об ОСАГО», которые посвящены формированию тарифов ОСАГО и их применению.
В частности, в ст. 8 указано, что регулирование страховых тарифов по ОСАГО осуществляется посредством установления Банком России экономически обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов.
При расчете стоимости ОСАГО для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, максимальное значение базового тарифа с 12 апреля составило 4118 рублей (ранее 2574 рублей), а минимальное значение — 3432 рублей (ранее 2440 рублей). Кроме того, с 1 апреля в ряде субъектов РФ были изменены региональные коэффициенты, исходя из которых рассчитывается стоимость полиса ОСАГО. В 11 регионах были увеличены региональные коэффициенты, где зафиксирована экстремальная убыточность этого вида страхования. Максимальное повышение коэффициента — на 25% — произошло в Камчатском крае и Мордовии. Для Москвы коэффициент не изменится, сейчас он равен 2.
Повышение тарифов ОСАГО обусловлено прежде всего увеличением ответственности страховщиков перед автомобилистами — тоже с апреля этого года (со 160 тыс. до 500 тыс. рублей).
Советник президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Владимир Клейменов считает, что подготовленный депутатами проект закона не будет иметь каких-то последствий для формирования тарифов ОСАГО. По его словам, хоть ЦБ и является по законодательству единственным органом, уполномоченным устанавливать тарифы ОСАГО, при их пересмотре регулятор все равно проводить совещания со всеми заинтересованными органами власти и учитывает их позицию.
Сам ВСС также участвовал в дискуссиях по последнему повышению тарифов, предлагал свои расчеты. Как заметил Клейменов, некоторые участники обсуждения новых тарифов предлагали более радикальные повышения, чем на 40%.
— ЦБ по закону является органом, который устанавливает тарифы ОСАГО. Пересмотреть их ЦБ может раз в год. Перед принятием решения проводятся совещания с госорганами: Минтрансом, МВД и др. Все проекты обсуждаются где-то на полузакрытых, где-то на открытых совещаниях. Помимо этого, можно проводить общественные обсуждения с защитниками прав автовладельцев, — рассказал Клейменов. — Что касается депутатов, то мы вели диалог со многими. Цели у всех разные. Одни хотят на этой теме попасть в следующий созыв ГД, кто-то просто заработать денег. Причин множество, а крайний, конечно, ЦБ. Но ЦБ тоже не берет эти тарифы с потолка. Для формирования тарифов заказывается масса международных исследований, нанимаются актуарии. Это целая система и наука, складывающаяся годами.
По мнению же председателя «Движения автомобилистов России» Виктора Похмелкина, ЦБ при формировании тарифов ОСАГО тесно взаимодействует со страховщиками и их интересы для банка гораздо важнее, чем финансовое положение автомобилистов.
— Тарифы ОСАГО должны утверждаться федеральным законом. Фактически это обязательный платеж, распространяется он на основную категорию граждан, затрагивает интересы миллионов людей, и поэтому здесь должна быть парламентская процедура, — считает Похмелкин. — Но если этого нет, то чем сложнее принятие таких решения, чем больше согласований они требуют, тем лучше. А если выбирать, то ЦБ я вообще бы исключил из этой процедуры, он всегда заодно со страховщиками.
К регулированию тарифов ОСАГО хотят привлечь правительство