Минфин предлагает отменить страховку от терактов
Хотя она была введена всего три года назад

Страхование пассажиров от терактов и диверсий может быть отменено. Освободить страховые компании от необходимости расплачиваться за действия террористов решил Минфин.

Для этого ведомство планирует «слегка» подправить нашумевший закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика». Тот самый, который был принят в 2012 году, вскоре после страшных терактов на «Невском экспрессе», в московском метро и в аэропорту «Домодедово», и уже вроде бы прошел проверку «боем» в предновогоднем Волгограде в 2013 году. Теперь же чиновники решили, что платить за бомбу в аэропорту или захват заложников в самолете должно только государство, а не страховые компании.

С момента утверждения закона в 2012 году подобную выплату пришлось произвести всего лишь раз, после терактов в городе на Волге. Зато траты солидные: по 2 миллиона рублей семьям погибших плюс 25 тысяч в счет расходов на погребение, и столько же — 2 миллиона — каждому, кто получил увечья. Причем в законе есть очень уж неприятная для бизнесменов формулировка: «не менее чем». То есть 2 миллиона — это минимум, ниже которого человеческую жизнь и здоровье оценивать нельзя. Еще там есть про утраченное или поврежденное имущество — минимум 23 тысячи каждому пассажиру. Но это уже, пожалуй, мелочи. В любом случае, страховщики негодуют.

«Терроризм — сугубо государственная зона ответственности, - уверен замдиректора одной из крупнейших отечественных страховых компаний Игорь Иванов. - ФСБ, МВД — это они недоглядели! Так что государство и должно платить жертвам».

Заметим: государство и платит. Из резервного фонда федерального бюджета согласно постановлению Правительства в качестве материальной поддержки семьям погибших и пострадавших от терроризма выделяется по 1 миллиону за каждую жертву и по 200 тысяч тем, кому удалось выжить. А вот страховщики настаивают на своей непричастности. И, похоже, Минфин с ними согласен. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту (есть в распоряжении «МК»), «перевозчик, как правило, не имеет возможности предотвратить диверсии и террористические акты». Что в данном случае означает «как правило», авторы документа не уточняют. Но завтавлять воротил страхового бизнеса отвечать за огрехи в работе силовиков не хотят категорически. В результате теракты и диверсии, если законопроект одобрят, будут официально отнесены к обстоятельствам, освобождающим страховщика от выплаты страхового возмещения. Сегодня к такому форс-мажору относятся народные волнения, войны, разгул стихии: цунами, наводнения и так далее.

Более того, по заявлениям самих представителей страхового рынка, терроризм — это вообще признанное мировым сообществом исключение из страхового покрытия. Ни в одной стране мира, мол, от бомб, захвата заложников и прочих воинственных способов выражения политического несогласия не страхуют. Да и нынешний-то закон, якобы, все поголовно истолковали неверно.

«По закону «О страховании гражданской ответственности перевозчика» страховые компании не должны страховать от терактов, - говорит Иванов. - Это общепринятая мировая практика. В Волгограде мы перевозчика от терактов по договору не страховали. Просто в связи с высокой социальной значимостью и большим резонансом событий в Волгограде наша компания решила выплатить пострадавшим возмещение».

Между тем, в интервью журналистам 31 декабря 2013 года Игорь Иванов подчеркнул, что выплаты в размере 2 миллиона рублей жертвам теракта положены по закону. Как же быть с такой путаницей?

«Надо в законе прописать четко, что теракты и диверсии не являются основанием для выплаты страхового возмещения», - резюмировал Иванов, - «В нынешнем законе четкой формулировки нет, надо, чтобы она была».

Нельзя исключать, что сторонники законопроекта правы. Нынешний закон, - разработка Минтранса, - долго буксовал. Может там и вправду законодатель что-то неправильно прописал?

«Всё в законе прописано четко и правильно, - уверен эксперт по транспортному страхованию Никита Минин, - Просто сейчас рынок идет по пути ужесточения и урезания объема страховых покрытий. Ведь многие траховые компании — от самых мелких до гигантов — одной ногой в банкротстве. Закон хотят подправить превентивно, пока еще нет большого объема обращений от выгодоприобретателей», - считает Минин, - «Иначе получится как с законом об ОСАГО, когда к страховщикам люди бегут по каждому мелкому случаю. Конечно, страховщиков это оградит от мегаубытков... Но для потенциальных жертв это плохо, людям придется рассчитывать только на разовые выплаты по решению властей».

МЕЖДУ ТЕМ

Тот же законопроект ужесточает ответственность перевозчиков за действия своих сотрудников: пилотов, водителей и машинистов. В случае повторения страшного сценария крушения немецкого «Аэробуса» во французских Альпах, семьям погибших пассажиров выплачивать компенсации будут страховые компании. Кроме того, упрощен будет порядок получения выплат в случае банкротства страховщика. Так называемые «предварительные» компенсации в сумме 100 тысяч рублей пострадавшие или их родственники смогут получить от профессионального сообщества страховщиков.