Автовладельцы в сибирских регионах столкнулись с трудностями при получении полисов ОСАГО в преддверии повышения тарифов и готовы выйти на улицы с акциями протеста.
Проблемы на рынке страхования автогражданской ответственности в Сибири обострились в конце марта, когда стало известно о повышении с 12 апреля базовых тарифов ОСАГО и региональных коэффициентов. Предполагается, что базовый тариф для физических лиц увеличится с 2,4-2,57 тыс. рублей до 3,4-4,12 тыс. рублей.
Ситуацию усугубляет то, что страховые компании при продаже полисов ОСАГО часто навязывают дополнительные услуги, что приводит к дополнительным расходам автовладельцев. При этом спрос на полисы весной традиционно повышается, поскольку на дороги выезжают «подснежники» - автовладельцы, пользующиеся машинами только в летний сезон.
Все это стало причиной длинных очередей в офисах страховых компаний. Автомобилисты рассчитывают в оставшиеся до повышения цен дни приобрести или продлить полисы ОСАГО. Но не всем это удается.
В ОЧЕРЕДЬ…
Корреспонденты «Интерфакса» в сибирских городах, представившись клиентами, обратились в десятки офисов страховых компаний с вопросами о возможности покупки полисов ОСАГО.
В большинстве случаев страховщики предупредили, что приобрести полисы можно только по предварительной записи либо в порядке «живой очереди», в которой можно простоять много часов.
«Все стремятся застраховаться на этой неделе, до повышения цен», - пояснил представитель «Ингосстраха» в Кемеровской области.
О наличии больших очередей на приобретение полисов сообщили также в кемеровских офисах СК «Альфа-Страхование», СК «Сибирский дом страхования», «Югории» и «РЕСО-Гарантии». При этом представители компаний уточнили, что дефицита полисов у них не наблюдается. «Бланки есть, все есть», - сказал представитель «РЕСО-Гарантии», добавив, что пропускная способность офисов страховых компаний небезгранична, поэтому возникают проблемы с выдачей полисов в тот же день.
В страховых компаниях Томской области также отметили значительное повышение количества желающих оформить полисы ОСАГО, однако поток желающих, по словам страховщиков, нестабилен.
«Если раньше с утра у нас практически не было заявителей, то теперь это непредсказуемо - иногда люди идут с момента открытия, иногда бывают паузы. В основном, конечно, наплыв посетителей идет после обеда», - сообщили в одном из томских офисов «Росгосстраха», добавив, что заявителей принимают в порядке «живой очереди».
Аналогичный ответ дал и представитель «Росгосстраха» в Алтайском крае. В то же время он уточнил, что они на утро следующего дня записывают тех автовладельцев, которых не успели обслужить накануне вечером. «До обеда у нас было записано 20 человек. После обеда приехала новая партия клиентов», - сказал представитель компании.
«Лимита приема у нас нет. Предчувствуя ситуацию, мы, насколько это возможно, договоры своих клиентов продлили в марте. На сегодня народу не так много, единственное - в связи с тем, что мы работаем в федеральной системе, на заключение договора уходит больше времени», - сообщили агентству в страховой группе «Уралсиб» (MOEX: USBN) в Томске.
В компании отметили, что для получения полиса ведется предварительная запись, которая заполнена «на неделю-две» вперед. «Мы создали небольшую очередь, чтобы наши сотрудники могли работать в нормальных условиях. На каждого заявителя у нас уходит порядка 30-40 минут. До двух дней у нас идет на идентификацию полисов», - отметил сотрудник «Уралсиба».
В свою очередь в кемеровском офисе «Югории» сообщили, что запись на приобретение полисов уже заполнена до конца мая.
В страховой компании «Коместра-Томь» (Томск) корреспондента «Интерфакса» заверили, что компания ведет прием всех желающих, однако заключения договора это не гарантирует.
«В некоторых случаях компания не может застраховать клиента прямо сейчас, она должна рассмотреть заявление. Месяц берется на рассмотрение, и в связи с этим бывают недовольные», - сказала сотрудница «Коместры».
МИФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
С более серьезными проблемами столкнулись клиенты «Уралсиба» в Алтайском крае. Страховая группа прекратила выдачу полисов ОСАГО и их продление в регионе. Накануне корреспондент «Интерфакса» стал свидетелем того, как в головном офисе алтайского филиала страховой компании отказывали клиентам в любых действиях, касающихся полисов ОСАГО. Отказ получали даже те клиенты, которым было назначено время на оформление страховки около месяца назад.
Сотрудники офиса ссылались на то, что у них «с 1 апреля не работает база» и они «не в курсе, когда она вновь заработает». Уточнить, какая именно база не функционирует, сотрудники не смогли. Также отказалось от комментариев руководство алтайского филиала.
В то же время в контактном центре группы «Уралсиб» «Интерфаксу» заявили, что они не в курсе каких-либо сбоев в работе Алтайского филиала. «У меня данная информация не указана, у нас все работает», - сказал представитель контакт-центра.
Агент, работающий со страховой компанией «Уралсиб» в городе Новоалтайске, сообщил агентству, что «до 12 апреля у компании не будет новых полисов ОСАГО» в регионе. Также он не смог сказать точно, появятся ли полисы на следующей неделе - после повышения тарифов.
ЖИЗНЬ И КЛЕЩИ В НАГРУЗКУ
Помимо проблем с получением самого полиса ОСАГО, автовладельцам зачастую приходится платить за дополнительные услуги, которые им навязывают страховщики. Так, в Алтайском крае и Кемеровской области вместе с ОСАГО предлагают застраховать жизнь или застраховаться от укуса клеща, иначе отказывают в «автогражданке».
«Мне в счет включили страхование от несчастного случая во время ДТП», - сообщил «Интерфаксу» один из кемеровских клиентов «Сибирского дома страхования» (входит в холдинг СДС), отметив, что узнал об этом он только после оплаты.
Страховщики пытаются увеличить сумму сбора и за счет других ухищрений.
«Мало того, что люди не могут застраховаться, так им еще и присваивают более низкую классность безаварийной езды. Если 13-й класс предусматривает скидку по ОСАГО, то страховые компании, к примеру, присваивают клиенту 3-й класс, ссылаясь на то, что данных об автовладельце нет в федеральной базе данных», - прокомментировал «Интерфаксу» ситуацию региональный представитель Федерации автовладельцев России на Алтае Виктор Клепиков.
В управлении ФАС (УФАС) по Алтайскому краю агентству заявили, что в этой ситуации ничего не могут сделать, несмотря на многочисленные обращения. Так, в прошлом году в УФАС обратились 72 автовладельца с жалобами на навязывание дополнительных услуг, но ни по одному из обращений антимонопольная служба не смогла собрать требуемый пакет документов.
Между тем зампред Банка России Владимир Чистюхин ранее сообщал, что с 12 апреля регулятор начнет проверку в регионах страховщиков ОСАГО на предмет доступности и прозрачности приобретения услуг ОСАГО.
В свою очередь Российский союз автостраховщиков (РСА) на прошлой неделе сообщил, что перешел на ежедневный мониторинг продажи полисов ОСАГО. Прежде всего, такие проверки будут осуществляться на тех территориях, где обстановка с продажей полисов ранее была затрудненной. Кроме того, союз ужесточает требования к своим членам по ряду направлений. В частности, страховщик обязан осуществлять продажи ОСАГО во всех своих филиалах. Кроме того, РСА намерен контролировать корректность продаж полисов ОСАГО страховщиками, чтобы не допустить фактов навязывания дополнительных продуктов. Третьим нарушением, отмечают в РСА, будет считаться злоупотребление правом страховщика ОСАГО.
«Если подтвердятся случаи навязывания дополнительных услуг и к нам поступят объективные жалобы, РСА будет применять жесткие меры в соответствии с правилами профессиональной деятельности и требованиями законодательства», - заявлял президент союза Игорь Юргенс.
ВЫПЛАТЫ НОВЫЕ, ТАРИФЫ СТАРЫЕ
Страховщики ОСАГО оказались в незавидной ситуации, поскольку новые увеличенные лимиты выплат за вред жизни и здоровью вступили в силу с 1 апреля этого года, а новые тарифы в ОСАГО, согласно указанию Банка России, вступят в силу с 12 апреля, прокомментировала ситуацию, сложившуюся в сфере продаж «автогражданки», главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова.
Таким образом, те страховые компании, которые продают полисы в период с 1 по 12 апреля, обязаны включить в них новые страховые суммы, но не могут применить повышенные тарифы. «Неудивительно, что автостраховщики используют все возможные уловки, чтобы отсрочить дату заключения договора», - сказала аналитик.
Законодатель предоставил право страховщикам ОСАГО дать ответ на запрос клиента о покупке полиса в течение 30 дней. Публичный характер договора ОСАГО при этом лишает страховщика права вообще отказать водителю в продаже этого обязательного полиса. Так и формируются очереди водителей на покупку полисов ОСАГО в переходный период.
А.Долгополова считает, что при всем желании Центробанк не мог бы этой весной ввести новые тарифы одновременно с новыми требованиями к выплатам в ОСАГО: «Законодатель определил возможность пересмотра тарифов в текущий период - один раз в полгода. Предыдущее повышение базовых тарифов в ОСАГО произошло после введения новых лимитов имущественных выплат в «автогражданке», и было это 12 октября прошлого года».
ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ - ЛЮБИ И В СУД ХОДИТЬ
Руководитель Алтайского УФАС Степан Поспелов уверен, что проблемы с оформлением полисов ОСАГО не решатся после апрельского повышения тарифов.
«С апреля вводятся новые тарифы по обязательному страхованию автогражданской ответственности, которые повысятся на 40-60%. Но рынок ОСАГО не успокоится после введения этих изменений», - заявил С.Поспелов журналистам в конце марта.
По его словам, страховые компании не откажутся от практики, когда они, помимо стандартного полиса, навязывают дополнительные услуги, без которых просто не продают полис ОСАГО. Поэтому он предлагает владельцам автомобилей, которые готовы отстоять свое право на страхование без оплаты допуслуг, выполнять несколько условий.
«За два месяца до истечения срока действия полиса ОСАГО нужно официально написать заявление о выдаче нового полиса в головную компанию страховщика. Реестр всех компаний, которые находятся в Алтайском крае, есть на сайте Центробанка (он является регулятором страхового рынка). К заявлению нужно приложить копии водительского удостоверения, свидетельства о регистрации транспортного средства, диагностической карты (техосмотра) и страхового полиса. И отправить этот пакет обязательно заказным письмом с уведомлением о его доставке», - сказал С.Поспелов.
Через месяц должен прийти ответ с приглашением явиться в страховую компанию. Автовладельцу стоит захватить с собой двух свидетелей.
«Приходите, а вам говорят, что у них бланков нет. А если бланк есть, то его выдадут только при условии, что вы, к примеру, застрахуете жизнь или застрахуетесь от укуса клеща. Этот разговор должен состояться при свидетелях. И тогда вы берете весь пакет документов и отказ от страхования и обращаетесь в суд общей юрисдикции по месту расположения филиала или головной компании», - продолжил С.Поспелов.
Руководитель УФАС подчеркнул, что страховщики «руки выворачивают», и побороть эту ситуацию можно только через суд.
УДАРИТЬ АВТОПРОБЕГОМ ПО СТРАХОВЩИКАМ
Федерация автовладельцев России считает, что еще одной мерой борьбы со страховщиками могут стать акции протеста. Так, в Абакане на 13 апреля назначен автопробег, который проведут в знак протеста против повышения тарифов по ОСАГО.
Готовы к подобным акциям и в Алтайском крае. «С 7 апреля мы начали собирать подписи под обращением к президенту РФ Владимиру Путину. Если и это не поможет, то мы выйдем на митинги, проведем акции протеста. Сколько можно терпеть этот беспредел, и молчать», - заявил В.Клепиков.
Сибирские автовладельцы готовятся к акциям протеста из-за проблем с ОСАГО