Как выяснили «Известия», при определении стоимости добровольного комплексного страхования автомобилей каско страховщики стали учитывать платежную дисциплину клиентов. Гражданам, не имеющим просрочек по кредиту, полис обойдется дешевле. Это стало возможно, потому что доступ к кредитным историям граждан при наличии их согласия теперь имеет любая компания.
Такие поправки были внесены в закон «О кредитных историях» в рамках рассмотрения закона о потребкредитовании. Согласно изменениям, вступившим в силу с июля 2014 года, доступ к кредитным историям граждан имеет любой индивидуальный предприниматель или компания, правда, при условии, что получено согласие самого гражданина. До принятия поправок право запрашивать сведения, которые содержатся в кредитной истории граждан, имели лишь профессиональные кредиторы - банки, микрофинансовые организации и кредитные кооперативы. Страховой рынок стал одним из первых, кто воспользовался этим правом. Опрошенные бюро кредитных историй говорят о десятках клиентов из числа крупных страховшиков.
Средняя стоимость полиса каско на новую машину обычно составляет от 3 до 11% от ее цены. По данным Центробанка, по договорам с физлицами средняя стоимость каско в 2014 году составила около 40 тыс. рублей.
Скидка для автовладельцев с идеальной кредитной историей может составлять 10%, говорит гендиректор «Важно. Новое страхование» Денис Гаврилов. По его словам, международная статистика показывает прямую зависимость между платежной дисциплиной человека по кредитам и его аккуратностью при управлении автомобилем.
Как отметил гендиректор «Объединенного кредитного бю ро» (ОКБ) Даниэль Зеленский, по менее дисциплинированным в плане оплаты клиентам может быть введен повышающий коэффициент.
- Мы провели исследование, подтверждающее корреляцию между платежной и водительской дисциплиной: у водителей, имеющих просрочки по кредитам, средняя сумма убытка по полисам выше на 20%, - указал Даниэль Зеленский. - По данным ОКБ, около 70% владельцев полисов каско имеют кредитные истории. Кроме того, с помощью кредитных историй страховщики на этапе заключения договора страхования проверяют клиента и подлинность представленных им данных.
Руководитель Центра клиентских сервисов страховой группы «Уралсиб» Наталья Нехорошева добавила, что кредитная история отражает модель поведения человека.
- Если есть просрочки, значит, клиент не умеет корректно оценивать финансовое положение и справляться со стрессовыми ситуациями. Если просрочки по недосмотру - клиент часто рассеян, не может сконцентрироваться на приоритетных задачах. Все эти качества снижают его рейтинг надежности как страхователя: он может осознанно мошенничать или же неаккуратно припарковаться и снести бампер, засмотреться в навигатор и не успеть затормозить перед другой машиной. Иными словами, качество кредитной линии влияет и на уровень надежности клиента как страхователя, и на качество управления автомобилем, - уверена Наталья Нехорошева.
При этом использование данных кредитных историй при расчете стоимости ОСАГО пока невозможно.
Просрочки по кредиту увеличивают стоимость каско