Как защитить участников туристического рынка?
Руководители ведущих туроператорских компаний и турагентств обсудили острые вопросы развития бизнеса в рамках организованной АТА конференции «Защита прав участников рынка в условиях изменения законодательства».

19 марта в рамках выставки MITT-2015 Альянс туристических агентств (АТА) провел конференцию «Защита прав участников рынка в условиях изменения законодательства». В ее работе приняли участие 140 представителей компаний-партнеров и 16 крупнейших агентских сетей, вошедших в состав АТА.

Дав старт работе, Исполнительный директор АТА Наталия Осипова отметила, что конференцию можно назвать первой: в таком формате она впервые проходит в Москве.

Участников встречи приветствовал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов.

Он подчеркнул своевременность вынесенных на повестку дня вопросов: фингарантии, страхование, механизмы взаимодействия между звеньями туриндустрии рассматриваются в Комитете Госдумы перед вторым чтением законопроекта об усилении ответственности туроператоров, намеченного на конец марта. Комитет выходит и на тему СРО. И, как особо отметил Михаил Емельянов, сегодня к созданию СРО лучше других готовы именно турагентства.

Президент АТА Андрей Гаврилов очертил круг проблем, связанных с внесением поправок в новый законопроект, и определил важнейшие моменты, требующие доработки при активном участии игроков рынка, а их немало: это и разграничение ответственности, и регламентация механизмов взаимодействия туроператоров и турагентств, и деятельность страховщиков, и критерии внесения в Федеральный реестр, и противоречия, связанные с электронной путевкой, и само определение турпродукта в законе.

Андрей Гаврилов убедительно обосновал, почему в существующих условиях решением большинства проблем может стать СРО, создание которых АТА считает целесообразным, и подробно остановился на формах СРО в туротрасли.

Еще раз объявив, что АТА приступил к созданию компенсационного фонда, он разъяснил основные принципы его формирования и расходования. Андрей Гаврилов сделал акцент на том, что, пока есть время зафиксировать «наш агентский голос», специалисты АТА готовы расписать предложения по внесению поправок в бурно обсуждаемый законопроект. «Мы не имеем права допустить повторения того, что произошло прошлым летом», – сказал он.

Генеральный директор туроператорской компании TEZ Tour Владимир Каганер констатировал, что наступающий сезон будет сложным по причинам, не зависящим от отрасли. При том, что среди туроператоров тоже нет единой позиции по решению основных проблем, туроператоры готовы к обсуждению и хотят услышать «голос агентств». Потому что вернуть доверие туриста и доказать, что операторы и агентства ему нужны, можно только совместными усилиями.

Генеральный директор партнера АТА, компании «Европейское Туристическое Страхование», Андрей Тюрин остановился на специфике видов деятельности, которые не позволяют оказать туроператорскому бизнесу полную поддержку страховщиков. И высказал убеждение, что решением проблем станет создание СРО.

Представитель АТА на территории Ханты-Мансийского автономного округа, генеральный директор туристско-транспортной корпорации «Спутник» Василий Сочилин начал свое выступление с того, что для жителей северных регионов отдых жизненно необходим, и турагентства для клиента настолько важны, что он никогда «не уйдет в онлайн». Опыт работы убедительно показывает: операторские и агентские СРО – единственный выход из сложившегося в отрасли положения. Создание СРО в туризме получило поддержку и «Деловой России».

Директор Департамента по развитию агентской сети партнера АТА, компании BSI Group, Татьяна Белова с сожалением отметила, что вопросов к новому законопректу больше, чем ответов, все обсуждения ситуации в турбизнесе идут в режиме постфактум, а причины серии летних банкротств до сих пор не выяснены. И сегодня у туроператоров только три варианта действий: уйти из бизнеса, свернуть деятельность и переждать кризис или идти вперед. Не определив ответственность операторов, агентств и авиаперевозчиков, доверие клиента не восстановить – подчеркнула она.

Генеральный директор нового партнера АТА, компании DSBW Group, Карен Гончаров уверен в том, что таким, как до прошлого года, рынок уже не будет, но кризис учит находить новые возможности. Так, в DSBW учет затрат позволил вдвое снизить расходы, сократить 30% персонала – и летний сезон обещает пройти нормально.

Заместитель директора департамента туризма по продажам и продвижению туристического продукта компании «Трансаэро Тур» Екатерина Кондейкина, отметив негативное влияние на операторов предлагаемого числа фондов и «электронной путевки», высказала убеждение, что СРО принесут несомненную пользу, откроют для турагентств новые возможности и поставят заслон недобросовестным игрокам рынка. «Операторам и турагентствам нужно научиться диалогу – все в наших силах», – заключила она.

Директор по работе собственных офисов Управляющей компании Global Travel Андрей Шевелев на реальных примерах последнего времени показал необходимость регламентировать отношения операторов с агентствами и искренне поблагодарил ряд операторов, особо отметив Space Travel, за поддержку в тяжелый момент скачкообразного изменения курса валют на рынке.
Первая часть конференции завершилась вручением дипломов новым партнерам АТА.

Вторая часть открылась презентацией генерального партнера АТА, компании Brisco, и холдинга TH&C, которую провел Управляющий директор Окай Йылдырым. Он подробно остановился на характеристике входящих в структуру холдинга компаний и инвестициях в новые IT-технологии, отметил новые концепции предлагаемого турпродукта и выгодные предложения агентствам. И акцентировал внимание на том, что, несмотря на все сложности, в 2014 году объемы туроператорской деятельности выросли в три раза и Brisco строит амбициозные планы на 2015 год.

Затем представители BSI Group, «Трансаэро Тур», ICS Travel Group и DSBW Group в формате «вопрос – ответ» рассказали о предложениях туроператорских компаний на летний сезон и ответили на вопросы представителей агентских сетей.

Нужно отметить, что в целом обсуждение внесенных в программу вопросов прошло конструктивно и в доброжелательной атмосфере. А между представителями туроператоров и агентских сетей ощущалось явное и столь необходимое сегодня отрасли взаимопонимание.