Страховые компании предложили защитить пострадавших в местах массового скопления людей. Как заявили во Всероссийском союзе страховщиков, необходимо, чтобы владельцы многолюдных помещений в обязательном порядке страховали свою ответственность перед посетителями. Авторы инициативы считают, что в случае чрезвычайных происшествий такой договор станет гарантией материальной помощи пострадавшим. Подробности — у Владимира Расулова.
Выступить с инициативой страховщиков заставил пожар в торговом центре «Адмирал» в Казани, где погибли 17 и пострадали 50 человек. Как отметил член правления Всероссийского союза страховщиков Николай Галушин, ответственного за возмещение вреда найдут не сразу, поэтому не ясно, когда компенсации от него дойдут до адресатов. В качестве примера господин Галушин привел пожар в пермском клубе «Хромая лошадь», расследование по которому длилось три года.
По мнению страховщиков, быстрее помочь родственникам погибших и пострадавшим могло бы так называемое вмененное страхование ответственности. Если владелец помещения не заключает соответствующий договор, работать он не начнет. В противном случае страховщики смогут компенсировать ущерб сразу же. Также это позволит сократить бюджетные выплаты, отметил господин Галушин.
«Мы предлагаем вернуться к теме вмененного страхования в отношении всех мест массового пребывания людей, для того чтобы снять, в первую очередь, с государства и с бизнеса любую избыточную нагрузку. Самое важное, что гарантировать пострадавшим выплату возмещения в тех случаях, когда трагедию, увы, невозможно будет предотвратить, как это произошло в Казани», — пояснил Галушин.
Если в Казани найдут того, кто должен возместить ущерб потерпевшим после пожара, все будет зависеть от того, насколько он платежеспособен, отметила вице-президент Национального союза страховщиков ответственности Светлана Гусар. По ее словам, в этом случае может быть два варианта. Если у виновника есть средства, то пострадавшим будут платить строго по чекам с произведенными расходами. Таким образом, например, можно будет компенсировать затраты на погребение. Но если денег на возмещение расходов не окажется, пострадавшие могут просто остаться ни с чем, отметила Светлана Гусар.
«После того, как будет определена величина фактического вреда, причиненного предпринимателем в виде физического вреда имуществу, и, естественно, жизни и здоровью граждан, может оказаться так, что причинитель вреда не в состоянии компенсировать ущерб. За этим последует его банкротство, и фактически ни граждане, ни предприниматели не смогут получить компенсацию причиненного вреда», — подчеркнула Гусар.
Относиться к таким инициативам надо осторожно. Страховщики на этом еще больше заработают, отметил член комитета Госдумы по финансовому рынку Борис Кашин.
«Пока все эти вмененные и обязательные виды страхования, прежде всего, кормят самих страховщиков. Ничего не мешает собственникам торговых центров страховать и сейчас. Страховщики могут в добровольном порядке разрабатывать продукты и выходить на рынок. Пока мы не достигнем разумной пропорции выплат и сборов, расширять эту практику я бы не стал», — пояснил Кашин «Коммерсантъ FM».
Как отметили во Всероссийском союзе страховщиков, инициатива касается исключительно коммерческих организаций. Планов распространить ее на аналогичные государственные учреждения пока нет.
«Ничего не мешает собственникам торговых центров страховать и сейчас»