Страховые компании после Нового года продолжают повышать тарифы на каско, аргументируя это девальвацией рубля и ростом цен на запчасти. Только за полтора месяца наступившего года полисы каско стали дороже примерно на 20%. Портал «Банки.ру» выяснил, как изменилась стоимость страховки у лидеров рынка.
За полтора месяца нового года полисы каско в среднем на рынке подорожали на 15–20%, делится своими наблюдениями генеральный директор компании «БИН Страхование» Михаил Манчурак. По его словам, некоторые страховщики повысили тарифы в конце прошлого года, другие стоимость каско пересмотрели сразу после Нового года. «Страховые компании повышали тарифы на определенные марки и модели в разной степени. Так как скорость реакции компаний разная, общее повышение составляет 30–40%», – комментирует тарифную политику рынка Манчурак.
«Банки.ру» решил опросить десятку крупнейших страховщиков в этом виде страхования на предмет роста тарифов. Так, в ОСАО «РЕСО-Гарантия» тариф вырос на 16% в декабре прошлого года. Однако 4 февраля компания вновь поменяла тарифы по каско. «Это была общая корректировка, связанная с уточнением текущих данных по убыточности отдельных марок и моделей автомобилей», – объясняет изменение тарифов старший актуарий аналитического отдела управления розничного страхования ОСАО «РЕСО-Гарантия» Екатерина Захарова.
В страховой компании «СОГАЗ» сообщили, что регулярно занимаются корректировкой тарифов автокаско. «В результате последней корректировки, которая произошла в начале этого года, тарифы по страхованию автокаско возросли примерно на 5–10% в зависимости от марки-модели», – говорит заместитель председателя правления СОГАЗа Дамир Аксянов. В компании «АльфаСтрахование» заявили, что последнее повышение тарифов каско было в середине января, при этом уточнять, насколько именно подорожала страховка, не стали. В «Росгосстрахе» также не уточнили конкретное значение роста тарифов в компании, добавив лишь, что «в декабре-январе сложилась общая тенденция к росту тарифов».
Директор дирекции розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев признался, что после нового года усредненный тариф по каско в компании вырос на 7%. Княгиничев особо подчеркнул, что тариф меняется в зависимости от параметров, которые влияют на убыточность: например, марки и модели машины, технических характеристик авто, возраста и стажа водителя. «Поэтому на практике тариф для конкретного клиента устанавливается индивидуально. В итоге для одного водителя стоимость полиса могла вырасти на 20–25%, а для другого, наоборот, снизиться», – объясняет он. В среднем по портфелю на 7% в наступившем году подорожали полисы каско и в компании «Ренессанс Страхование». В компании «Согласие» рассказали, что из-за нестабильной ситуации на рынке менять тарифы приходится ежемесячно – последний раз добровольная страховка здесь подорожала в январе. Озвучивать конкретные цифры, впрочем, тоже не стали.
В страховой компании «МАКС» плановая корректировка тарифов произошла в феврале. «Повышение затронуло не все сегменты, а только те, где превышены нормативные показатели убыточности. Тарифы выросли не более чем на 20% по сравнению с прошлогодними», – говорит руководитель департамента андеррайтинга СК «МАКС» Сергей Печников. В СГ «УралСиб» заверили, что в наступившем году не стали повышать тарифы каско, поскольку в прошлом году стоимость полиса и так подорожала на 20–50% в зависимости от убыточности модельного ряда. Официальный представитель Страхового дома «ВСК», компания которого занимает лидирующие позиции в страховании каско, запрос «Банки.ру» проигнорировал.
Руководитель управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование» Илья Григорьев сообщил, что в компании каско за 2014 год подорожало на 20%. По его словам, тарифы на рынке продолжают расти по трем причинам. Во-первых, из-за изменения курса национальной валюты, которое приводит к росту стоимость цен на запасные части и ремонт автомобиля. Виталий Княгичев из «Ингосстраха» замечает, что, например, у Honda запчасти подорожали более чем на 48%, поэтому компания увеличила в 1,4 раза тариф по риску «ущерб». «Мы вынуждены реагировать на такую динамику, потому что в противном случае просто не сможем в дальнейшем выполнять свои обязательства по выплатам», – сетует он.
Во-вторых, продолжает объяснять рост тарифов каско Григорьев, макроэкономическая ситуация изменила поведение клиентов: в условиях неопределенности граждане стремятся обновить свои автомобили за счет страховых компаний, в результате увеличилась и частота заявлений на повреждения транспортных средств. «Третья причина – специфическая для страховой отрасли. Решения и разъяснения высших судебных органов фактически отменили свободу договора по каско. В результате на страховые компании обрушилась волна исков по случаям, которые не входили в страховое покрытие в рамках подписанных на тот момент с клиентом договоров», – приводит в очередной раз этот аргумент Григорьев.
Заместитель руководителя департамента автострахования компании «Росгосстрах» Павел Бородин считает, что на фоне общего роста цен на товары и услуги увеличение стоимости добровольного страхования автотранспорта выглядит естественным шагом страховщиков, несущих ответственность по договорам, заключенным в 2013–2014 годах, тарификация по которым опиралась на статистические данные и прогнозы развития портфеля. При этом из-за роста тарифов страховщик уже отмечает некоторое снижение продаж полисов классического каско с начала этого года. Григорьев из «АльфаСтрахования» полагает, что определенная часть автомобилистов и вовсе откажется от страхования из-за роста тарифов. Определить уровень падения спроса на каско в компании планируют по прошествии нескольких месяцев нового года.
Завышенные тарифы – это еще и возможность для страховщиков тактично отказать клиенту в каско, которое для страховых компаний становится убыточным, утверждает директор «Агентства страховых услуг» Ярослав Королев. «Самый верный вариант для компаний – установить заградительный тариф», – говорит он. В этом случае страховщик надеется, что клиенты сами откажутся от полиса каско из-за высокой стоимости.
По прогнозу Аксянова из СОГАЗа, в этом году часть страховых компаний может принять решение об уходе из сегмента автострахования. Оставшиеся на рынке игроки будут предлагать клиентам каско с франшизой, создавать усеченные продукты с более низкой ценой либо использовать телематические системы для установления справедливых тарифов.
Наиболее затруднительное положение сейчас у владельцев подержанных автомобилей премиального класса. В текущей ситуации страховщики с еще большей осторожностью относятся к страхованию дорогих автомобилей вроде Infiniti, Land Rover, BMW, устанавливая заградительные тарифы для таких клиентов. Причина такой осторожности страховщиков – высокие риски угона. «Некоторые бренды (например, Land Rover / Range Rover), с учетом высокой частоты хищения, ни у кого из страховщиков желания страховать не вызывают. Ну и очень дорогие автомобили (Bentley, Rolls Royce и так далее) мы также ограничиваем в портфеле», – признается руководитель департамента андеррайтинга СК «МАКС» Сергей Печников.
Опрошенные «Банки.ру» страховщики сошлись во мнении, что полисы каско определенно продолжат дорожать и дальше. Будет ли предел этому росту тарифов и насколько существенно подорожает каско в первом полугодии 2015 года, ни один страховщик в условиях неопределенности спрогнозировать не смог.
Золотое каско