С 1 июля 2015 года у автовладельцев появится возможность покупки полиса ОСАГО через Интернет. Клиентам не нужно будет обращаться к посредникам или посещать офис компании. Как страховщики относятся к грядущим изменениям и смогут ли автомобилисты купить заветный полис без довеска, выяснял Банки.ру.
Одним из ярких и значимых событий на российском страховом рынке в этом году станет возможность покупки полиса ОСАГО через Интернет. Соответствующие поправки к закону об ОСАГО вступают в действие с 1 июля 2015 года. Купить автогражданку россияне смогут на сайте страховой компании, после чего полис в электронном виде поступит на электронный адрес клиента. Таким образом, у автомобилистов отпадет необходимость обращаться за полисом к посредникам или в офис страховой компании.
Управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств группы «Ренессанс Cтрахование» Сергей Демидов уточняет, что перед покупкой полиса на сайте страховщика клиент должен будет ввести определенный набор данных. «Будет производиться автоматическая проверка персональных данных собственника ТС и лиц, допущенных к управлению, а также информации о ТС (например, состоит ли оно на учете в ГИБДД). После этого страхователь получает информацию с расчетом страховой премии и может оплатить полис прямо на сайте», — говорит Демидов.
Опрошенные Банки.ру страховщики полагают, что процесс продажи полисов ОСАГО через Интернет положительно скажется как на страхователях, так и на страховщиках. Правда, для последних переход на электронный полис ОСАГО обернется существенными затратами. Участникам рынка придется вложиться в разработку интерфейса, организацию процесса обмена данными с внешними системами. «Однако в перспективе эти инвестиции окупятся за счет сокращения издержек на контроль бланков строгой отчетности, выплату вознаграждений агентам и прочие расходы, которые сейчас несут страховые компании при поддержании бумажного документооборота», — прогнозирует Демидов.
«Такая технология позволит нам снизить трансакционные издержки, расходы на ведение дела: уменьшит количество людей, задействованных в процессе, предоставит возможность сэкономить на бумаге, доставке полисов и других процессах», — рассказывает руководитель управления методологии обязательных видов ОАО «АльфаСтрахование» Денис Макаров. По его мнению, инвестиции страховых компаний в создание системы электронных продаж ОСАГО будут очень весомы – ресурсы потребуются не только на создание самой системы, но также на ее продвижение и популяризацию среди населения.
«Страховым компаниям придется произвести дополнительные инвестиции, чтобы обеспечить возможность электронных продаж. Это будет очень серьезным изменением в IT-системах. Как скоро экономия на бланках полисов и квитанций окупит инвестиции, никто сейчас не скажет», — рассуждает заместитель генерального директора ОСАО «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. Он отмечает, что возможность покупки полиса ОСАГО через Интернет – это еще один дополнительный канал продаж страховых услуг, при этом никаких ограничений на традиционный канал продаж не произойдет: «Клиент сам выбирает, как ему удобнее заключить договор – через интернет-сервис или обратившись непосредственно в офис продаж».
В том, что электронное ОСАГО станет позитивным изменением для всех участников рынка, уверен и директор департамента прямых продаж страховой компании «Согласие» Роман Пронин. Однако, замечает наш собеседник, для качественного обеспечения перехода на электронные полисы ОСАГО необходимы значимые законодательные изменения, отменяющие текущие требования, – начиная от наличия у страхователя усиленной квалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов и бумажного полиса, которые он должен предъявлять при проверке сотруднику ГИБДД, и заканчивая требованиями к страховой компании хранить копии документов страхователя.
Ранее в интервью Банки.ру президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс заявил, что РСА предпринял все технические, технологические, финансовые и другие меры для того, чтобы электронный полис заработал в срок. При этом для реализации проекта потребуются определенные меры со стороны федеральных органов исполнительной власти, соответствующие приказы и постановления. Так, необходимо будет, чтобы информационные системы ГИБДД совпадали с системами РСА, чтобы был обеспечен доступ к информации с двух сторон. Кроме того, для проверки данных автомобиля и водителя нужно будет наладить взаимодействие с базами данных Федеральной миграционной службы и Пенсионного фонда России. У первого ведомства страховщики будут проверять паспортные данные потенциального клиента и адрес регистрации, от которого зависит региональный коэффициент и конечная стоимость полиса. В базе ПФР участники рынка будут проверять страховой номер индивидуального счета. «Если федеральные органы исполнительной власти успеют к назначенному сроку, с нашей стороны задержек не будет», — заверил Игорь Юргенс.
«Некоторые страховые компании уже сейчас говорят, что внедрение электронных полисов потребует от них значительных инвестиций. Это преувеличение. И говорят они это на фоне завышенных издержек на ведение дела, в том числе на агентов», — говорит президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников. Эксперт отмечает, что электронный полис ОСАГО позволит страховым компаниям не платить комиссионное вознаграждение агенту. А клиенты, помимо экономии времени на оформление и покупку заветного документа, наконец избавятся от навязывания дополнительных услуг при покупке ОСАГО через Интернет, как это практикуют сегодня многие страховщики. «Главное, чтобы Центробанк внимательно отслеживал работоспособность систем выдачи электронных полисов у каждой страховой компании. А то у не желающих идти в ногу со временем страховых компаний будут постоянные отговорки: «Выдача электронного полиса временно невозможна. Обратитесь в офис за оформлением полиса ОСАГО», — резюмирует Тюрников.
ОСАГО из машины