Расследовано первое туристическое дело
Главное следственное управление (ГСУ) СКР по Санкт-Петербургу завершило расследование первого уголовного дела, возбужденного после краха туристического рынка в 2014 году. Генеральному директору компании «Экспо-тур» Игорю Рюрикову предъявлено обвинение в мошенничестве, от которого, как считает следствие, пострадало около сотни туристов. Ущерб же следствием оценен в 2,7 млн руб. Сам предприниматель настаивает на своей невиновности.
Туроператор «Экспо-тур», вышедший на рынок в 1993 году, объявил о приостановке своей деятельности 29 июля 2014 года. На тот момент путевки в компании приобрели 1027 человек, из них за границей находились 16 туристов. Компания была застрахована в «Адвант-страховании» на 30 млн руб.
Сразу после приостановки деятельности стало известно, что туристы, купившие путевки с 9 по 30 июня, не смогут претендовать на страховые выплаты: в этот период «Экспо-тур» был исключен из единого реестра туроператоров из-за неуплаты взноса в объединение «Турпомощь». Компанию вернули в реестр 30 июня, при этом нового договора со страховщиком она не заключила. Однако за это время «Экспо-тур» успел продать более 300 путевок.
Уголовное дело было возбуждено Главным следственным управлением (ГСУ) СКР по Санкт-Петербургу в сентябре прошлого года по ст. 159 УК РФ (мошенничество). В рамках расследования обвинение было предъявлено гендиректору «Экспо-тура» Игорю Рюрикову, которому на 80%, согласно данным «СПАРК-Интерфакс», принадлежит компания. Суд, куда с ходатайством об избрании меры пресечения коммерсанту обратилось следствие, отправил предпринимателя под домашний арест.
По версии следствия, «Экспо-тур» не мог продолжать свою деятельность в период с 9 по 30 июня, поскольку не имел договора страхования. По условиям контракта договор будет действовать, если компания не исключена из объединения «Турпомощь» или Единого реестра туроператоров либо у нее имеется банковская гарантия. В иных случаях договор расторгается. «Экспо-тур», как полагает следствие, не уведомил турагентства, через которые продавал путевки, об отсутствии страхового договора. Деньги, полученные Игорем Рюриковым, были, по данным следствия, потрачены им по собственному усмотрению. Отметим, что первоначальный ущерб, оцененный в 1 млн руб., к концу следствия увеличился до 2,7 млн руб., число пострадавших колеблется в пределах сотни человек.
Сам господин Рюриков вину в инкриминируемом ему деянии не признает. На данный момент, по неофициальным данным, «Экспо-тур» существует только документально и никакой фактической деятельности не ведет.
В ГСУ СКР подтвердили «Ъ» информацию о завершении следствия, но от подробных комментариев отказались. Сейчас обвиняемому и его адвокату предстоит изучить более десятка томов уголовного дела, после чего следствие сможет направить дело в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения и последующей передачи его в суд.
Череда массовых банкротств на туристическом рынке началась 16 июля прошлого года, когда прекратила свою работу петербургская «Нева». В числе пострадавших тогда оказались 23 тыс. человек (7 тыс. остались за границей, еще 16 тыс. не смогли уехать по приобретенным путевкам). Основными причинами финансового краха одной из самых крупных компаний в отрасли стали падение финансовых показателей (за полгода прибыль сократилась на 25%), новые правила выезда за границу госслужащих и общая неблагоприятная экономическая ситуация. Следом о приостановке деятельности заявил московский оператор «Роза ветров — Мир» (РВМ). Далее о свой несостоятельности заявили «Экспо-тур», «Интаэр», «Нордик стар», «Солвекс-Турне», «Южный крест» и «Верса». Но самым крупным потрясением для рынка стал крах «Лабиринта» и «Идеал тура» Михаила Шаманова. Число пострадавших оценивалось в 57 тыс. человек. Формально проблемы компаний не были связаны между собой. Причиной банкротства «Лабиринта» стал долг перед «Оренбургскими авиалиниями» на 1,5 млрд руб. В итоге туристическим рынком занялась Генпрокуратура — по итогам проверки было выявлено около 1,7 тыс. нарушений и заведено около десятка уголовных дел об аферах.
Туроператору подсчитали потери клиентов