Автовладельцам предоставят подробную информации о стоимости запчастей и оплате нормо-часа в сервисе
Российский союз автостраховщиков с февраля запустил онлайн-сервис, который позволяет самостоятельно выяснить, во сколько обойдется аварийный ремонт автомобиля в рамках ОСАГО, а также узнать стоимость нормо-часа в своем экономическом районе.
Как отмечается в сообщении союза, основная информация онлайн-сервиса идентична ключевым элементам новой методики РСА — единому справочнику стоимости материалов, запчастей и нормо-часов.
Любой автовладелец за несколько кликов может узнать цены на большинство запчастей для автомобилей в разных регионах России (всего около 47 млн наименований) с учетом возраста транспортного средства и его пробега, а также среднюю цену нормо-часа по каждой марке.
Как уже сообщал Gudok.ru, с 1 декабря определение стоимости восстановительного ремонта в рамках ОСАГО должно производиться только с применением единых ценовых справочников. Таким образом, методикой должны пользоваться как независимые оценщики, так и эксперты страховых компаний, на нее необходимо опираться при проведении судебных разбирательств.
В пресс-службе Российского союза автостраховщиков Gudok.ru заявили, что справочники были переданы производителям программных продуктов, пользователи которых — автосервисы, ремонтные мастерские, технические эксперты и т.д. Причем интернет-сервис позволит пользователям убедиться, что выплата по ОСАГО рассчитана верно.
Президент РСА Игорь Юргенс пояснил, что сервис разработан в соответствии с предписанием Банка России, который рекомендовал страховым компаниям организовать доступ неограниченного круга лиц к информации из справочников по индивидуальным запросам через интернет.
Единая система сформирована с учетом 12 экономических районов России и предлагает более 80 млн позиций по наиболее распространенным маркам и моделям транспортных средств. Причем данные, представленные в справочнике и теперь на интернет-портале РСА, подготовлены в соответствии с единой методикой расчета восстановительных расходов, утвержденной Банком России.
«Предназначение единого справочника цен — предоставление автомобилистам возможности контроля корректности определения размера страховой выплаты. Следствием этого должно стать резкое снижение количества споров о стоимости ремонта. Справочники будут регулярно обновляться», — добавил руководитель управления методологии обязательных видов СК «АльфаСтрахование» Денис Макаров.
Тем временем эксперты отмечают значительные недочеты в работе системы, которые не решают проблему, а наоборот, усложняют ее.
Например, Верховный суд включает в покрытие по ОСАГО утрату товарной стоимости, которая никак не связана с риском ответственности.
«Утрата товарной стоимости оценивается на основе совсем других методик, чем страхование ответственности, в том числе ОСАГО. Причем риск утраты товарной стоимости наступает только в том случае, когда транспортное средство переходит из категории источника повышенной опасности в категорию товара», — продолжил Денис Макаров.
Тем временем генеральный директор ООО «ГлавСтрахКонтроль», президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников активно призывает автомобилистов обратить внимание на цены, которые предлагает единый справочник РСА, и не соглашаться на выплату деньгами, а требовать направление на ремонт. «Буду очень благодарен, если вы найдете свои несоответствия и расскажете о них, — продолжил Николай Тюрников. — Только так мы сможем обратить внимание на этот трюк страховщиков, который позволили им совершить в Центральном банке».
По словам эксперта, справочник РСА не учитывает среднюю цену на деталь в регионе и даже до минимальной серьезно недотягивает. «Данные о стоимости запчастей формировались по состоянию на август 2014 года, а справочники действуют с декабря. За период с августа по декабрь курсы доллара и евро выросли на 40%! Это те 40%, которые гарантированно придется переплачивать автовладельцу уже в 2015 году», — добавил Николай Тюрников.
Примечательно, что ряд дилерских сетей еще до пиковых падений курса рубля анонсировал увеличение стоимости нормо-часа с января 2015-го. Вместе с тем выросла и стоимость запчастей: на начало декабря 2014 года средняя разница между ценами на запчасти в справочнике РСА и прайс-листах официальных дилеров составляла примерно 60%. Сегодня ситуация стала существенно значимой, ведь многие запчасти, особенно импортного производства, успели дополнительно подорожать в связи с обвалом национальной валюты.
Тем временем в социальных сетях автовладельцы буквально смеются над ценами, что предсталены в программе. «Капот на Volkswagen c артикулом 7P6823031 по программе РСА — 45 800 руб., при этом другой магазин автозапчастей предлагает мне за 70 280,01 руб. Задний бампер на Audi с артикулом 8K5807067AGRU РСА предлагает за 19 900 руб., на другом сайте мне предлагают его за 31 228,21 руб.», — пишет в соцсети автомобилист.
Водители признаются, что на сайте РСА не могут найти расценки на запчасти ВАЗа. «Пробовал разные каталожные номера и названия, не находит... Видимо, владельцам вазов ремонтировать авто вообще не будут», — сокрушается другой автовладелец.
Корреспондент Gudok.ru решил выяснить, действительно ли цены, что предлагает РСА на сайте, позволяют наживаться на автовладельцах. В качестве примера в необходимые поля мы ввели модуль подушки безопасности на Subaru, артикул которой 98271FG015. Действительно, согласно сайту РСА, по ОСАГО страховая компания заплатит за него 3 руб. 45 коп., при этом с учетом износа сумма значительно снизится. Тем временем на сайте одного из интернет-магазинов этот модуль подушки безопасности с тем же артикулом нам предложили почти за 77(!) тыс. руб.
По словам автовладельцев, на новом сервисе существенно занижена стоимость нормо-часа для ряда марок. Бывалые автомобилисты на специализированных форумах уже дают советы: «По существу надо оспаривать методику определения цен, независимые эксперты нужны и сама методика, — комментирует автовладелец на одном из форумов. — А оформлять КАСКО, может, и выход, но только не все могут себе позволить». «Обращаться в суд бессмысленно, — комментирует другой владелец авто, — там руководствуются той же самой утвержденной единой методикой РСА».
Разъяснил сложившуюся ситуацию для Gudok.ru руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин, который заметил, что данная методика разрабатывалась год назад.
Таким образом, в ходе утверждения сообщество страховщиков внесло в единую методику существенные изменения, что позволило страховым компаниям впоследствии значительно занижать выплату. Как следствие, основным спорным моментом в методике расчетов оказались справочники цен на запасные части.
«Справочники формировались, исходя из цен для оптовиков и были далеки от цен на запчасти, которые предлагали розничные магазины автовладельцам», — продолжил Максим Ханжин.
По его словам эксперты Ассоциации по защите прав автострахователей участвовали в создании единой методики, однако были категорически против создания ценовых справочников на основании полевых исследований.
Эксперты ассоциации настаивают на том, чтобы привязать единую методику к уже существующим интернет-базам по розничной продаже запасных частей.
«Безусловно, инициативу РСА я оцениваю положительно, теперь любой человек может сравнить цены в справочнике с их реальной стоимостью, но, увы, это не является решением проблемы, с которой сталкиваются автолюбители, когда сумма возмещения от страховой компании не соответствует реальной стоимости ремонта даже без учета износа деталей», — добавил в заключение Максим Ханжин.
Страховые компании запускают сайт для водителей, попавших в ДТП