Впервые российские страховщики объединились для работы с рисками одного клиента. Такая защита понадобилась попавшему под санкции «Ростеху»: перестраховываться он будет внутри страны.
Брокер «РТ-страхование», «дочка» госкорпорации «Ростех», создал национальную емкость для перестрахования перевозок грузов специального назначения, рассказали «Ведомостям» сотрудники «Ростеха» и нескольких страховщиков, подписавших договоры с «РТ-страхованием». Представитель «РТ-страхования» это подтвердил.
Пока в договоре участвуют 12 компаний (см. врез), в том числе большинство лидеров рынка. Начальный лимит емкости — $72,8 млн (450 млн руб.).
Эта емкость состоит из нескольких облигаторных договоров с российскими страховыми и перестраховочными компаниями сроком на один год. Договоры перестрахования обеспечивают покрытие перевозок промышленных компаний «Ростеха» на условиях «от всех рисков».
«РТ-страхование» предложило всем участникам проекта одинаковые условия — тариф един для всех, что исключает демпинг, говорят несколько собеседников «Ведомостей», изучивших условия договора. Собственное удержание каждого участника договора, по словам одного из них, составляет от $1 млн.
Сколько стоят перевозимые грузы спецназначения «Ростеха», госкорпорация не раскрывает. «РТ-страхование», по собственным данным, в ноябре — декабре 2014 г. организовало перестрахование грузов на сумму более $1,1 млрд.
Страхование грузоотправок, как правило, является обязательным условием экспортных контрактов, напоминает гендиректор «РТ-страхования» Валентина Ракитина. Создание емкости, по ее словам, было предложено в связи с реализуемой программой импортозамещения и для контроля качества перестраховочной защиты при размещении рисков по договорам страхования «Ростеха» и его предприятий. Создание российской емкости минимизирует риски каждого участника и позволяет перераспределить движение страховой премии с зарубежных рынков в пользу российского, говорит Ракитина. «Сделанные шаги создадут хороший задел для развития национального перестраховочного рынка, что, в частности, благоприятно отразится на капитализации российских страховщиков», — поддерживает предправления «Согаза» Сергей Иванов.
Это первый случай, когда российские страховщики согласились объединить усилия для защиты рисков одного клиента. У такого единства есть еще одно объяснение, утверждают сотрудники двух участников проекта: по их словам, емкость создана из-за того, что после введения санкций ЕС и США перестрахование за рубежом грузов военного и двойного назначения стало невозможным.
Считать это антисанкционной емкостью можно с натяжкой, уверяет председатель наблюдательного совета Российского антитеррористического страхового пула Александр Гульченко. Он вспоминает, что еще несколько лет назад «Ростех» искал подобную перестраховочную емкость на российском рынке: «Эти риски уже тогда было трудно перестраховать, и российские компании и так удерживали значительную часть рисков [»Ростеха«] на себе».
У российского перестрахования недостаточно ресурсов, оно сильно зависит от иностранных перестраховщиков — объем премии, переданной в зарубежные компании в 2013 г., составил 83 млрд руб., на российских игроков приходилось всего 37 млрд руб. После введения санкций условия размещения рисков за рубежом усложнились не только для санкционных клиентов — партнеры стали осторожнее, отмечают страховщики. В прошлом году в правительстве обсуждалось создание альтернативы международному рынку — государственного перестраховщика, но идея не нашла поддержку у ряда ведомств и страхового сообщества. Сейчас Центробанк вновь активизировал обсуждение этой темы, рассказали два участника совещаний на эту тему у регулятора.
Впервые российские страховщики объединились для работы с рисками одного клиента