Челябинский страховщик вынужден притормозить продажи полисов ОСАГО
Проверка выявила перекосы в структуре его тарифа

Российский союз автостраховщиков (РСА) приостановил выдачу бланков полисов ОСАГО челябинской страховой компании «Южурал-АСКО», сообщил «Интерфакс». Представитель РСА не стал это комментировать, но несколько его сотрудников подтвердили: выдача бланков приостановлена после проверки РСА.

По данным источников «Интерфакса», РСА сообщит в ЦБ о фактах нарушения структуры страхового тарифа «Южурал-АСКО».

Назначая выездную проверку, РСА обязан приостановить отгрузку бланков, но это не значит, что компания больше не может продавать ОСАГО, говорит представитель союза. При возникновении кассового разрыва некоторые компании резко наращивают продажи, иногда демпингуя, чтобы было из чего проводить текущие выплаты, и ограничение бланков нужно, чтобы остановить рост обязательств страховщика перед клиентами, объясняет он. «Южурал-АСКО», по данным РСА, за три квартала 2014 г. собрала 1,54 млрд руб. премий по ОСАГО — в два с лишним раза больше, чем годом ранее. По итогам первой половины 2014 г. компания занимала, по оценке Федеральной антимонопольной службы, 33,8% рынка ОСАГО в Челябинской области против 21,3% в 2013 г.

Челябинская область считается одним из самых убыточных регионов по ОСАГО, и многие страховщики минимизируют там продажи. В этом регионе «очень много исков, их часто удовлетворяют и убыточность по ОСАГО очень высокая», объясняет гендиректор «Альфастрахования» Владимир Скворцов. В Челябинске «у всех чудовищно отрицательные результаты по ОСАГО: автоюристы подмяли под себя весь рынок и планомерно его уничтожают», согласен заместитель гендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов: «Работать там с ОСАГО — заведомо обрекать себя на убытки, так что мы уже давно не платим там комиссии агентам, а некоторые компании даже сокращают филиалы». Проблема усугубилась, по его словам, когда в 2013 г. Верховный суд распространил на ОСАГО действие закона о защите прав потребителей, разрешив обращаться в суд при разногласиях со страховщиком «даже на один рубль».

Страховщик не вправе отказать клиенту в полисе ОСАГО, поэтому в Челябинске компании ссылались на отсутствие бланков, назначали осмотры машин через несколько недель, навязывали в нагрузку к ОСАГО другие услуги, рассказывает редактор сайта chelfin.ru Ульяна Бисерова. Но «Южурал-АСКО», наоборот, наращивала продажи: «В ее офисах были очереди, иногда клиентам приходилось сидеть целый день». В целом ОСАГО убыточно, но в нем есть прибыльные сегменты, рассуждает заместитель гендиректора «Ингосстраха» Илья Соломатин, и, нарушив структуру тарифов, компания может выбирать более доходных клиентов.

«У нас больше возможностей гибко работать и с автосервисами, и с автоюристами, поэтому у нас ситуация с ОСАГО не критическая, и в отличие от других мы можем не отказываться от клиентов, — говорит начальник отдела маркетинга «Южурал-АСКО» Александр Ромашов. — Мы не проводили мероприятий, идущих в убыток компании».