Стопроцентно убыточный бизнес
ОСАГО в России находится в аварийном состоянии

Показатели убыточности по ОСАГО в среднем по России превысили 100%. Октябрьское повышение базовых тарифов по автогражданке страховщики считают недостаточным и предлагают ЦБ увеличить стоимость обязательного автострахования еще почти в полтора раза. В противном случае страховщики продолжат сокращать объемы продаж.

По итогам прошлого года полный среднерыночный коэффициент убыточности по ОСАГО достиг 100%, а в 23 регионах России значение этого показателя превысило 100%. В четырех областях показатель убыточности перевалил за 120%. Такие данные исследования представил генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев. «Когда в некоторых регионах убыточность достигнет 140% и 160% — понятно, что в этих регионах никто из страховщиков работать не будет вообще», — предупредил Самиев. По его мнению, недавнее повышение базовых тарифов на ОСАГО даст рынку «временную передышку» перед очередным витком отраслевого кризиса, которого стоит ожидать уже в следующем году. В связи с этим, полагают в «Эксперт РА», для стабилизации рынка в следующем году в 63 регионах России необходимо пересмотреть региональные коэффициенты по ОСАГО.

Авторы исследования отмечают, что самая высокая убыточность по автогражданке сейчас наблюдается в Камчатском крае, Амурской, Ульяновской и Мурманской областях. Расчеты агентства показали, что, помимо этих четырех регионов, наиболее значительное повышение региональных коэффициентов требуется в Ивановской, Волгоградской и Челябинской областях, а также в Чувашии, Мордовии, Адыгее. Самое минимальное увеличение коэффициентов требуется в Тюменской и Новосибирской областях и Москве. В число наименее убыточных регионов по ОСАГО вошли Дагестан, Чеченская Республика, Чукотский автономный округ, Республика Алтай и Якутия. Здесь коэффициент убыточности составил менее 70%. Именно эти регионы, по данным исследования, вошли в список 17 субъектов, где повышение территориальных коэффициентов не требуется вовсе. Сюда же авторы исследования отнесли Московскую, Тверскую, Сахалинскую, Ленинградскую области, Ингушетию.

По словам Павла Самиева, лидеры страхового рынка, неся серьезные убытки, вынуждены сворачивать свою деятельность и уходить из наиболее убыточных регионов. Еще в прошлом году, говорит он, автовладельцы в таких регионах начали испытывать трудности с покупкой полисов ОСАГО. На смену компаниям, стабильно компенсирующим ущерб в ДТП, зачастую приходят компании–однодневки, ориентированные только на сбор премий, но не на выплаты пострадавшим, отмечает Самиев.

Так, по данным «Эксперт РА», в первом полугодии 2014-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года у страховой группы «МСК» темпы прироста взносов по ОСАГО уменьшились на 81%, в ОСАО «Ингосстрах» объемы взносов упали на 30%, у «АльфаСтрахования» — на 24%, у страховой компании «Цюрих» – на 23%, у СК «УралСиб» на 19%. Группа «Ренессанс Страхование» сократила объем взносов по ОСАГО на 17%. На 11% уменьшились темпы прироста взносов у «Альянса».

«В связи с усложнением ситуации на рынке обязательного автострахования в этом году мы не так сфокусированы на развитии продаж ОСАГО, как раньше», — объясняет сокращение взносов управляющий директор управления добровольных видов автострахования группы «Ренессанс Страхование» Сергей Демидов. По его словам, увеличение тарифов по ОСАГО станет главным шагом к стабилизации ситуации на рынке. «Особую актуальность это приобретает с учетом того, что с 1 апреля 2015 года увеличиваются лимиты по жизни и здоровью. Корректировка региональных коэффициентов также будет способствовать исправлению ситуации с убыточностью в наиболее неблагоприятных регионах», — полагает Демидов.

«ОСАГО для нас более чем нерентабельно. Убыточность этого вида во многих подразделениях уже давно превысила отметку 100%. Чтобы уменьшить влияние этого фактора на наш конечный финансовый результат, нам пришлось значительно сократить портфель по этому виду в регионах, где ОСАГО наиболее убыточно», — комментирует руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров. По его словам, на юге России, в Черноземье, на Урале и ряде городов Сибири компания вынуждена продавать ОСАГО строго в соответствии с законодательством – без стимулирования продаж. В качестве причины высокой убыточности спикер называет активную деятельность автоюристов.

Макаров полагает, что именно отсутствие активной деятельности автоюристов в Дагестане, Чеченской Республике и ряде других регионов вывело их в число наименее убыточных областей по ОСАГО. Собеседник считает, что одного повышения тарифов и корректировки региональных коэффициентов для стабилизации рынка будет недостаточно. Необходимо также прекратить деятельность автоюристов. Повышение территориальных коэффициентов, по мнению Дениса Макарова, в некоторых регионах должно быть двукратным. «Такой подход к определению тарифа направлен в первую очередь на то, чтобы исходя из существующей статистики предоставить каждой группе автомобилистов в каждом регионе свой справедливый тариф. Чтобы водители в регионах, где ситуация с рентабельностью ОСАГО обстоит лучше, не переплачивали за водителей из регионов, где ОСАГО крайне убыточно. Чтобы все водители не платили за деятельность юристов. Чтобы более опытные водители не платили за аварии, совершенные водителями с малым опытом», — объясняет Макаров, отмечая, что это нормальная практика для аналогов ОСАГО в других странах.

На днях в рамках форума «Будущее страхового рынка» президент Российского союза автомобилистов (РСА) Павел Бунин напомнил, что 1 апреля 2015 года увеличится лимит выплат по жизни и здоровью пострадавших с нынешних 160 тыс. рублей до 500 тыс. Учитывая это обстоятельство, заявил Бунин, тарифы по ОСАГО нужно повысить минимум на 56%. Кроме того, президент РСА выразил надежду, что Банк России все-таки отрегулирует ситуацию с убыточными регионами. «К сожалению, региональный коэффициент до сих пор не отрегулирован. Мы надеемся, что ЦБ коэффициент территорий отрегулирует», — сказал он, подчеркнув, что после этого страховщики перестанут сворачивать деятельность в убыточных регионах.