Автогражданка при деньгах
Рост тарифов улучшил ситуацию на рынке

На фоне ухудшения общей экономической ситуации в стране сложности в ОСАГО грозили переходом в системный кризис. Из регионов ушли страховые компании, которые до сих пор считались надежными. Другие компании вообще отказались от автострахования. В октябре в связи с существенным увеличением предельных сумм выплат по ОСАГО ЦБ утвердил увеличение базового тарифа по ОСАГО на 23-30%.

Эксперты отмечают, что увеличение тарифа поможет повысить рентабельность бизнеса страховых компаний, однако не коренным образом. В первом полугодии 2014 г. она не превышала 2,5%. После поднятия тарифа можно ожидать роста рентабельности до 3,5% к началу 2015 г. «Если бы этого не было сделано, - считает глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы Александр Коваль, - рынок ОСАГО в России был бы полностью разрушен».

С ним солидарен управляющий партнер Akteon Asset Management Андрей Кинякин. По его словам, в случае, если бы тариф не менялся, рентабельность «автогражданки» была бы отрицательной, а уровень нетто-убыточности превысил бы показатель в 107-109%. Это способствовало бы дальнейшему ухудшению финансового положения страховщиков, чья доля ОСАГО в портфеле превышает 50%. Уровень убыточности превысил бы критическое значение.

«Мы бы увидели дальнейший уход надежных страховщиков из регионов, усиление демпинга со стороны компаний-однодневок и, как следствие, увеличение количества мошеннических схем, - сказал А.Княжнин, выступая на пресс-конференции, посвященной проблемам ОСАГО. - Таким образом, купить полис в целом ряде субъектов РФ можно было бы лишь у недобросовестных компаний, которые не собираются возмещать убытки. А отрасль могла бы столкнуться с заметным снижением объема выплат, что способствовало бы ее дискредитации и обозначило бы длительную стагнацию не только сегмента автокредитования, но и заметное снижение темпов роста страховой отрасли в целом».

Заместитель директора по страховым рейтингам «Эксперт РА» Наталья Данзурун отметила, что агентство еще в июле 2014 г. разработало несколько сценариев развития экономической ситуации в ОСАГО. Согласно одному из них, предусматривающему повышение лимитов «по железу» до 400 тыс. руб. и сохранение тарифов на прежнем уровне, деятельность страховщиков была бы убыточна в 59 регионах страны к концу 2014 года и в 75 регионах - к концу 2015 года. «Иными словами, уже в следующем году мы обнаружили бы полную несостоятельность ОСАГО как страхового института», - сказала Н. Данзурун.

ЦБ сделал важный шаг навстречу страховщикам, тем не менее проблема убыточности ОСАГО остается актуальной. «Почти в половине регионов страны «автогражданка» остается убыточной для страховщиков, а люди испытывают проблемы при покупке полисов ОСАГО, без которых, как известно, нельзя ездить. Чтобы минимизировать издержки, страховщики переносят центры урегулирования в отдаленные районы и продолжают сокращать продажи, - сказал научный руководитель Исследовательского центра «ВВП» Саид Гафуров. - Стремление страховщиков снизить расходы на ведение дела, уменьшение объема инвестиций опасно тем, что снижает доступность и качество услуг, что в свою очередь ведет к усилению позиций «серых» и «черных» страховщиков».

«Рынок ОСАГО еще не совсем стабилен, но коллапса избежать удалось, - считает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. - Согласно данным ВЦИОМ и Ромир, причину роста цен на «автогражданку» россияне видят в росте страховых выплат и убытках страховых компаний, а также в инфляции». Что ждет ОСАГО в ближайшее время? По мнению участников конференции, возобновление программы утилизации будет способствовать повышению объема продаж недорогих автомобилей и, как следствие, приведет к росту количества проданных полисов ОСАГО. «Но самым важным для стабилизации отрасли будет апрель 2015 года, когда с 160 до 500 тыс. руб. будут увеличены лимиты «по жизни и здоровью», - считает Александр Коваль. - Одновременно с этим, как заявлял мегарегулятор, должны будут соответствующе корректироваться тарифы. Может потребоваться корректировка региональных коэффициентов, однако они должны быть гибкими и учитывать общее социально-экономическое положение в том или ином регионе, средний доход граждан. Тариф вырастет еще раз, но при этом «автогражданка» будет доступна. Страховщики перестанут уходить из регионов».