Последствия их введения – очереди к страховщикам с большими портфелями автогражданки
Страховщики – лидеры регионального рынка автогражданки - оценили на практике корректировки, внесенные в закон об ОСАГО летом-осенью текущего года. Часть из них осложнила работу участникам рынка, некоторые, напротив, позволяют упростить процедуру взаимодействия страховщиков и страхователей.
По данным специалистов Регионального центра урегулирования убытков (РЦУУ) филиала компании РОСГОССТРАХ в Новосибирской области, ежедневно за урегулированием убытков в компанию только по полисам ОСАГО обращаются более 100 автовладельцев. «Количество обращений значительно возросло после введения в августе 2014 года безальтернативного прямого возмещения убытков», - констатирует директор филиала Артем Сычев.
Напомним, в рамках прямого возмещения убытков, если в аварии пострадало только два автомобиля и вред причинен только железу, потерпевший должен обращаться за выплатой в ту компанию, где он заключил договор страхования.
Урегулирование убытков РГС осуществляет в четырех точках в РЦУУ в Новосибирске (Восход, 26/1) и 3 областных пунктах: в Искитиме, Бердске и Куйбышеве. За 9 месяцев 2014 года компания урегулировала 10 235 страховых случаев. Из-за большого наплыва клиентов в конце октября в новосибирских СМИ появилась информация, что автовладельцы по несколько суток не могут попасть на прием к специалистам РЦУУ и перед офисом компании выстраиваются очереди.
Впрочем, в РГС отметили, что для сокращения очередей в РЦУУ введена упрощенная система урегулирования убытков. В ближайшее время центр планируется перевести в новое помещение в котором будет предусмотрено увеличение количества экспертов, занимающихся убытками по ОСАГО. «Мы работаем над решением этих проблем, но на все нужно время», - говорят в компании.
В целом за 9 месяцев 2014 года сборы компании «Росгосстрах» в Новосибирской области по ОСАГО составили чуть более 666 млн рублей, выплаты – 273,4 млн рублей. «На сегодняшний день наша компания занимает 26% регионального рынка по этому виду страхования. Мы также лидируем по объему выплат – на нашу долю приходится 22% от общего объема страховых возмещений по полисам ОСАГО в регионе», - сообщает Артем Сычев.
Представители компаний, входящих в топ-10 регионального рынка, отмечают, что доля реальных страхователей, которые остаются недовольны качеством урегулирования убытков по автогражданке и обращаются в суд, достаточно мала.
«Основной объем судебных разбирательств по розничному ОСАГО мы получаем в связи с деятельностью так называемых псевдоюристов. Причем, в такие конторы обращаются не наши недовольные клиенты, а страхователи, которые даже не подавали заявление на выплату. В итоге мы лишены возможности урегулировать убыток и вынуждены тратить время на судебные процедуры», - говорит директор дирекции розничного бизнеса ОСАО «Ингосстраха» Виталий Княгиничев.
«Самое интересное, что сам клиент от пседоюристов, как правило, получает минимум денежных средств, несоизмеримый с реальной выплатой страховой компании по решению суда. Деятельность псевдоюристов на практике не защищает права граждан, это бизнес по вытягиванию денег из добросовестных страховщиков. К сожалению, кризис ОСАГО подстегнул активность таких фирм, и объемы выплат через суд возросли», - заявляет Княгиничев.
Эксперт надеется, что процедура досудебного урегулирования споров по ОСАГО, предусмотренная в новом законодательстве, поможет решить эту проблему и вернуть ситуацию в конструктивное русло
Виталий Княгиничев также отметил, что ситуации отказов бывают только тогда, когда имеет место нарушение правил страхования, а также, если страховщик имеет основания предполагать попытку мошеннических действий. «В связи с увеличением активности мошенников, частота отказов возрастает, однако к законопослушным страхователям это не имеет никакого отношения. Если с нашим клиентом происходит страховой случай, то пострадавшая сторона получает компенсацию в полном объеме и своевременно согласно правилам страхования ОСАГО», - заявляют в компании.
По данным портала «Страхование сегодня», по итогам 6 месяцев текущего года сборы Ингосстраха по ОСАГО в Новосибирской области составили 61 млн рублей, выплаты 58,4 млн. За аналогичный период прошлого года – 147,9 млн и 75,2 млн соотвественно.
В филиале ОСАО «РЕСО-Гарантия» в Новосибирске также отметили, что число отказов в выплате по ОСАГО, а также число выплат возмещений через суд в компании не увеличилось. «За исключением случаев мотивированных отказов, все заявленные клиентами претензии своевременно и в полном объеме урегулируются. Кроме того, мы стараемся не давать нашим клиентам повода для обращения в суд», - говорит директор филиала Евгений Козлов.
«У наших клиентов также нет необходимости обращаться за дополнительной платной помощью к автоюристам. Возникающие конфликтные ситуации решаются нашими специалистами. Закон дает нам право на досудебное урегулирование, и мы этим пользуемся», - добавляет он.
По оценкам компании, в Новосибирской области доля ОСАО «РЕСО-Гарантия» по ОСАГО составляет 18-20% от общих сборов всех страховщиков. При этом прирост за 9 месяцев 2014 года в сравнении с аналогичным периодом 2013 года составил 218%. Объем выплат за 9 месяцев 2014 года в сравнении с аналогичным периодом 2013 года увеличился практически пропорционально сборам - более чем в 2 раза. «Существенный рост сборов, прежде всего, связан с увеличением числа агентов, осуществляющих продажи наших полисов, а также доверием к нашей компании со стороны клиентов», - уверен Евгений Козлов.
В Сибирском региональном центре ОАО «АльфаСтрахование» отметили, что объем сборов по ОСАГО в Новосибирской области у компании составил практически 289 млн рублей за девять месяцев 2014 года. Это почти на 9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. «Это плановый процесс, который вызван крайне высокой убыточностью ОСАГО — компания была вынуждена прекратить стимулирование продаж в отдельных городах, в том числе сибирских», - констатирует менеджер по маркетингу и рекламе Сибирского регионального центра ОАО «АльфаСтрахование» Роман Ухалов.
Несмотря на снижение объема портфеля, объем выплат, которые компания произвела в данный период, наоборот, возрос – на 16,5%. «Это объясняется и крайне высокой динамикой выплат, которая делает вид убыточным, и спецификой вида – премию мы получаем в одном периоде, выплаты осуществляем в другом – вплоть до года», - заявляет собеседник РБК.Новосибирск.
По итогам 2013 года по данным ВСС, среди двадцатки крупнейших компаний по сборам ОСАГО в РФ, у половины коэффициент убыточности был выше 100% (в 2012г. таких компаний было шесть).
Для того, чтобы вывести ОСАГО из кризиса в правительстве РФ был разработан комплекс мер. Часть из них вступили в силу летом текущего года, часть с 1 октября, в том числе были повышены тарифы по ОСАГО на 25%.
Страховщики тестируют новые правила ОСАГО