Промышленников хотят избавить от экологических рисков
Минэкономики раскритиковало поправки в закон об ОПО

Минэкономики не видит смысла включения экологических рисков в обязательное страхование ответственности владельцев опасных объектов (ОПО). Кроме того, министерство в очередной раз указало на неэффективность такого страхования. Выводы содержатся в заключении об оценке регулирующего воздействия последних поправок Минфина в закон об ОПО.

Минэкономики подготовило отрицательное заключение на финальную версию поправок в закон об ОПО. Напомним, в конце лета Минфин предложил в полтора раза увеличить возмещение по полису ОПО (до 500 тыс. руб. в качестве выплаты по ущербу имуществу физических лиц, до 750 тыс. руб.— по имуществу юридических лиц). Кроме того, поправки предлагают расширить страховое покрытие за счет экологических рисков. При этом, в отличие от ОСАГО, реформа ОПО не предусматривает повышения тарифов.

Впрочем, попытки Минфина увести дискуссию от тарифов в сегменте промстрахования за счет более широкого перечня рисков в полисе, похоже, не удались. В пункте 1 заключения Минэкономики говорится, что 66 страховщиков за 2012–2013 годы собрали по ОПО 18,5 млрд руб., а выплатили 244 млн руб. «Рассмотренные данные о существенной финансовой нагрузке, возлагаемой на владельцев опасных объектов, указывают на крайне низкую эффективность регулирования, предусмотренного законом»,— делает вывод Минэкономики о работе системы ОПО в стране. Сами попытки Минфина включить в систему экологические риски кажутся авторам заключения сомнительными.

Поправки предлагают увеличить лимиты выплат страховщиков по экологическим рискам в части «загрязнения отдельных компонентов природной среды» на 100 млн руб. для объектов ОПО и 50 млн руб. для гидротехнических сооружений. Минэкономики указывает на то, что разработчик поправок не обосновал эти размеры страховых сумм. Минфин пытался разделить вред экологии на ущерб, нанесенный аварией на ОПО, и накопленный убыток внешней среде, с тем чтобы страховщики выплачивали возмещения только по последствиям аварии. Однако Минэкономики указывает на «методологическую неясность» разделения вреда экологии: «Представляется, что задача по обеспечению гарантий возмещения вреда окружающей среде должна решаться исключительно в рамках нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды».

Минэкономики не в первый раз поддерживает критику промышленников в адрес ОПО. В этот раз советниками министерства в работе по заключению были РСПП, «Деловая Россия», компании «Норильский никель», «Сургутнефтегаз», союз организаций, осуществляющих экспертную деятельность в области защиты населения и территорий от СЧ, промышленной, пожарной и экологической ситуации.