Это вдобавок к 20-40% повышению цен с начала 2014-го из-за роста стоимости ремонта, предупреждают страховщики.
Уже в I квартале 2015 г. тарифы на автокаско могут вырасти на 15% против 20% роста за весь 2014 год, заявил вчера зампред правления «Согаза» Дамир Аксянов, связав это «с тенденцией обесценивания национальной валюты к американской и европейской». Рост тарифа в 2014 г. он объяснил «увеличением стоимости ремонта автотранспорта, запчастей, лакокрасочных материалов». «Согаз» в 2014 г. проводил лишь «корректировку по убыточным сегментам» в пределах 10-15%. Прогнозировать тарифы до конца 2015 г. он не берется: «никто не понимает, какой будет инфляция, курс рубля и прочие составляющие», влияющие на цены.
«Снижение курса рубля привело к повышению цены запчастей, но еще и экономическая неопределенность заставила людей чаще заявлять повреждения, которые ранее игнорировались: мелкие царапины и проч.», — замечает Дмитрий Вишняков из «Альфастрахования». По его оценке, тарифы каско за год выросли «на 30% по рынку» и «в среднем на 15-20%» у «Альфастрахования». За два года стоимость запчастей выросла минимум на 15-20%, добавляет Мария Барсова из «Уралсиба». Директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев оценивает рост тарифов в 25-30%, причина — «рост среднего убытка, где наибольший вклад дает стоимость запчастей и лакокрасочных материалов, это 60-80%, в зависимости от марки, а также рост мошенничества и выплаты за утерю товарной стоимости, которая раньше в каско не применялась». По мнению Евгения Ниссельсона из «ВТБ страхования», цена автокаско за год выросла на 10-40%. Большинство крупных компаний в 2014 г. повысили тарифы в среднем на 10-15%, отмечает директор центра андеррайтинга и управления продуктами «Согласия» Дмитрий Кузнецов.
Со слов Аксянова, автостраховщики уже ведут переговоры с автодилерами о заключении договоров на ремонт автомобилей на 2015 г.: «Поскольку инфляционные тенденции четко выражены, автоцентры ориентируются на дополнительное повышение стоимости ремонтных услуг, которое может составить 15% в I квартале».
«Мы прогнозируем рост цен не менее чем на размер инфляции и изменение курса рубля по отношению к валютам, в которых номинируется цена запчастей на иномарки. Рост этой части расходов в 2015 г. составит не менее 35-40%, а общая цена вырастет на 20-25%», — предупреждает гендиректор СК «Важно. Новое страхование» Денис Гаврилов. Реализация валютного риска даст прибавку 10-15% к цене ремонта, считает Вишняков, замечая «крайне высокую неопределенность на рынке» и надеясь, что «в ближайшей перспективе такого значительного повышения тарифов больше не предвидится».
Не все опрошенные страховщики настроены так оптимистично. «В следующем году уже не будет такой гонки тарифов, рост ощутимо замедлится», — полагает Барсова. «10-15% возможны при отсутствии резких курсовых колебаний», — считает Кузнецов. «Я сомневаюсь в дальнейшем росте тарифа, все понимают, что порог эластичности спроса достигнут, — уверен Княгиничев. — Дальше можно идти только по пути минимизации рисков, например путем обязательного применения франшизы».
По данным ЦБ, в 2013 г. средняя цена автокаско составила 43 327 руб., в первом полугодии 2014 г. — 46 160 руб. Средняя выплата выросла за полгода с 49 552 руб. до 53 900 руб.
Автокаско подорожает на 10-15% за полгода