После трех убыточных лет страховая компания «Югория» готовится стать прибыльной. Цель — 600 млн руб. в 2020 г.
Государственная страховая компания (ГСК) «Югория» утвердила шестилетнюю (до 2020 г.) стратегию развития как розничного страховщика, рассказал ее гендиректор Алексей Охлопков. Сборы страховщика должны вырасти за шесть лет в 3,5 раза до 16,8 млрд руб. (в 2013 г. — 4,6 млрд). Помочь в этом должны «доступные продукты для большей части населения», вроде страхования имущества, а также ставка на автострахование, которое, впрочем, сейчас приносит 65% сборов. Также акцент будет сделан на удаленные продажи и сокращение расходов на посредников.
Медицинское страхование «Югорию» не прельщает. «ДМС сейчас страшней «мотора», — объясняет Охлопков. Он не ждет, что в автокаско удастся быстро заработать: «Если ранее оно было доступно 15-20% населения, то теперь из-за роста цен это число сократится до 10%».
«Моторный» портфель приносит убытки практически всем компаниям, и делать на него ставку спорно, сомневаюсь что в ближайшие год-два «мотор» сможет генерировать высокую рентабельность, тем более на фоне стагнирующих продаж, в том числе кредитных», — считает исполнительный директор СК «МАКС» Андрей Мартьянов.
Новая стратегия должна дать «резкий старт продаж в 2014-м и следующем году», рассчитывает Охлопков. Он ждет роста сборов после прошлогоднего провала, когда компания расчищала портфель договоров и собрала 5,5 млрд руб. против 8,3 млрд в 2012 г. «Только за III квартал премия выросла на 46%», — радуется Охлопков, замечая, что «пока это лишь возобновление старых объемов».
Рост выручки должен исправить ситуацию с убытками, которые преследовали компанию последние три года: 360 млн руб. в 2011 г., 2,8 млрд в 2012 г. и 0,9 млрд в 2013 г. (все по РСБУ).
Первую прибыль «Югория» получила в первом полугодии — 39 млн руб. — и намерена закончить год с результатом 100-150 млн руб. «От этого и будем расти. Мы поставили себе цель: рентабельность бизнеса — 4%», — говорит Охлопков. В 2016-2017 гг. прибыль должна достичь 400 млн руб., в 2020 г. — 600 млн, ожидает он.
«В текущих условиях со среднерыночной системой дистрибуции получить 4% прибыли от “моторного” портфеля практически невозможно. Если доля “мотора” — 65%, то “ответ” зависит от структуры и доходности оставшихся 35% портфеля», — сомневается в реалистичности планов «Югории» директор финансового департамента «Альфастрахования» Лев Греченков. Если брать за основу результаты участников рынка за 2013 г. по МСФО, то прибыль в 4% от премии немного выше средней по рынку, достичь этого показателя для универсального страховщика с присутствием во всех сегментах реально.
Большая прибыль сейчас у двух-трех страховщиков, а 2020 год — слишком дальний срок, отмечает Мартьянов, рентабельных видов на рынке не осталось, все, что рентабельно страховать, разделено между кэптивными компаниями, и если «Югория» найдет свою нишу, где сможет получить 4%-ную рентабельность, — это очень хорошо».
СК «Югория» планирует работать прибыльно до 2020 г.