Эксперимент по европротоколу в ОСАГО начался в РФ на 10 дней позже установленного законодателями срока. Старт оформления выплат по европротоколу в 4 регионах страны в пределах полного имущественного лимита по ОСАГО в размере 400 тыс. рублей сулит страховщикам всплеск мошенничеств.
Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин в интервью агентству «Интерфакс-АФИ» рассказал о том, как союз видит задачи совершенствования системы европротокола в РФ. РСА считает возможным дополнить эксперимент с европротоколом экспериментом с системой ГЛОНАСС. В будущем это может дать прорывную технологию страховому рынку.
- Павел Борисович, насколько нам известно, запоздавший выход постановления правительства с требованиями к средствам регистрации мелких ДТП в рамках европротокола вызвал большую обеспокоенность страховщиков ОСАГО. Что произошло?
- Действительно, с 1 октября 2014 года в четырех регионах (Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области) предусмотрена возможность получить выплату по европротоколу в пределах всей страховой суммы - 400 тыс. рублей. Инициаторы идеи рассчитывали облегчить жизнь водителям и помочь ГИБДД «одолеть» пробки на дорогах, которые возникают из за небольших аварий.
Правда, этот эксперимент с самого начала вызывал опасения у автостраховщиков. По различным оценкам, количество страховых случаев с признаками мошенничества колеблется от 10% до 20%. Соответственно, когда страховые лимиты по упрощенному оформлению ДТП без сотрудников ДПС выросли в 4 регионах в 16 раз, увеличились и «соблазны» для мошенников. Поэтому еще на этапе обсуждения законопроекта было принято решение о необходимости специальной фиксации обстоятельств аварий, которые можно урегулировать без вызова дорожной полиции. Главное требование к таким данным - невозможность их корректировки или подделки.
- Страховщики на этом настаивали?
- Такое условие было важно не только для страховщиков. Любые изменения в системе ОСАГО в первую очередь отражаются на гражданах. Страховая компания деньги не генерирует, она их перераспределяет. То есть по сути мошенничество оплачивают честные страхователи.
В итоге принятый закон учитывает необходимость минимизации рисков мошенничества и предусматривает необходимость предоставления страховщику некорректируемой дополнительной информации, подтверждающей обстоятельства аварии. В том числе это обязательное определение координат места ДТП с применением ГЛОНАСС или иных навигационных спутниковых систем.
Однако постановление правительства, которое было принято в начале октября, отсрочивает требование об использовании средств спутниковой навигации до 2016 года. До этого времени, говорится в документе, можно использовать простые технические средства, в том числе данные со смартфона, которые легко фальсифицировать. При этом гарантией того, что данные не редактировались, служит только заявление пострадавшего. Понятно, что честные страхователи и без заявления представят настоящие данные, а от мошенников такая примитивная мера предосторожности не защитит. Естественно, упрощенная редакция эксперимента по европротоколу сулит страховщикам дополнительные убытки.
Если нет некорректируемых данных, невозможно исполнение требования законодательства об ОСАГО. Получается, более года страховщики должны по сути «верить на слово», выплачивая значительные суммы - до 400 тыс. рублей. В РСА проходят обсуждения сложившейся ситуации. Союз, безусловно, будет отдельно анализировать динамику выплат по европротоколу.
- То есть заключительный вариант текста постановления с РСА не обсуждался?
- Тот вариант, который был в итоге принят, страховщики увидели уже в подписанном виде.
- Что же делать?
- Будем пытаться оспорить принятое постановление, поскольку, на наш взгляд, оно прямо противоречит закону. Работа по требованиям, которые установлены, приведет к большому количеству разногласий при урегулировании страховых случаев и породит массу споров и конфликтов между страховщиками и потерпевшими. Постановление в том виде, в котором оно должно действовать на сегодняшний день, нарушает права страховщиков.
- А если не получится? Есть еще идеи?
- Кардинально решить задачу можно. Но для этого потребуются политические решения, много работы и время. РСА и представители НП «ГЛОНАСС» начали обсуждение темы, которая позволит вывести решение проблемы на принципиально новый уровень.
Напомню, что уже существует система экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС», которая создавалась для глобальных целей. Основная цель создания этой системы - сокращение времени реагирования экстренных оперативных служб при дорожно-транспортных и иных происшествиях на автомобильных дорогах России. «ЭРА-ГЛОНАСС» разработана для совместного использования с системой глобальной спутниковой навигации «ГЛОНАСС» по поручению правительства РФ.
Введение в практическую эксплуатацию системы «ЭРА-ГЛОНАСС» намечено на начало 2015 года. Она включает в себя технологическую инфраструктуру для приема информации от устройств вызова экстренных оперативных служб и дальнейшей передачи этой информации в службы экстренного реагирования.
Сейчас мы пытаемся наладить диалог о возможности расширении функционала этой подсистемы и создании дополнительного сервиса, который в том числе позволит решать ординарные, бытовые, но важные для людей задачи фиксации обстоятельств ДТП.
Если этот проект удастся реализовать, то это позволит наконец разгрузить представителей дорожной полиции, по сути передать часть их функций техсредствам и прекратить практику многочасовых ожиданий полиции после мелких ДТП. При серьезных ДТП вызов полиции на место происшествия обязателен.
При этом такая «замена» одновременно позволит обеспечить передачу полной и достоверной информации о ДТП сразу страховщикам, что в свою очередь упростит получение страховых выплат. Этот проект, конечно, революционный, требует серьезной работы от всех сторон. Но главное - такие технические возможности есть, необходимо только создать условия для их использования.
- Что для этого надо доработать в системе «ЭРА-ГЛОНАСС»?
- Надо понимать, что «ЭРА-ГЛОНАСС» создавалась для фиксации параметров, характерных для серьезных ДТП, в которых гипотетически могут быть человеческие жертвы. То есть система автоматически реагирует на внешние воздействия такой силы, которые могли вызвать опасность для жизни водителя.
Таким образом, главная задача системы - спасение людей, именно эту задачу решало правительство в первую очередь. Мы же предлагаем сейчас, на этапе подготовки «запуска», попытаться расширить функционал системы, использовав ее возможности при регистрации мелких ДТП. РСА поддерживает постоянное рабочее взаимодействие со специалистами НП «ГЛОНАСС». Мы проводили в том числе собственные испытания, которые показали, что датчики системы могут фиксировать и ДТП, где сила удара была совсем небольшой. Их даже не потребуется дорабатывать, только провести донастройку программного обеспечения («прошивки»). Более того, для них предусмотрена возможность дистанционной «перепрошивки», то есть такую операцию можно выполнить, грубо говоря, нажатием одной кнопки.
- Что мы получим на выходе?
- Страховщики получат некорректируемую информацию о мелких ДТП, а значит, и основание для честных выплат по настоящим авариям, а сама система - дополнительный и важный для клиентов сервис.
- Как всегда возникает вопрос про деньги…
- Для физлиц установка оборудования «ГЛОНАСС» была и будет добровольной. Для автопроизводителей ситуация несколько иная - с 2016 года на новые автомобили в РФ в обязательном порядке будет устанавливаться оборудование «ЭРА-ГЛОНАСС». Это распространяется не на все новые автомобили, а только на те, которые впервые сертифицируются и получают допуск к эксплуатации на территории РФ.
- Какая долгая история…
- Проблем даже больше, чем кажется на первый взгляд. Так, для автостраховщиков, которые готовы использовать электронные системы фиксации, крайне важно точно определить место ДТП, то есть привязать ДТП к месту на карте. А тут новый поворот: в России нет подробных официальных электронных карт, которые могли бы служить эталоном и, что важнее, использоваться при необходимости в качестве доказательства в судах.
Однако ликвидацией этого пробела в любом случае нужно заниматься. И не для целей страхования, а для реализации других стратегически важных проектов. В перспективе оцифровывать карты и придавать им статус официальных документов потребуется правительству все равно. Страховщики ОСАГО от этого тоже выиграют.
Вместе с тем мы полагаем возможным уже сейчас начать эксперимент по фиксации мелких ДТП, например, на территории одного региона с большим проникновением инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС». Предложения РСА на эту тему формулированы и переданы в НП «ГЛОНАСС».
- А какие-то предварительные работы по этому направлению уже ведутся?
- РСА некоторое время уже занимается реализацией очень интересного проекта в этой сфере. В июне 2013 года мы создали в рамках нашей информационной системы прототип подсистемы страховой телематики, предназначенный для сбора и передачи страховщикам информации о ДТП, полученной от мониторинговых систем. Затем провели отбор среди коммерческих операторов, имеющих необходимое оборудование и опыт работы в сфере страховой телематики. 17 компаний тогда выразили свою заинтересованность.
Сначала мы провели ряд стендовых испытаний, поняли, что этого недостаточно, и было принято решение проверить мониторинговые системы уже вне помещений.
Недавно реализовали и это. В рамках испытаний автомобили, оборудованные мониторинговыми системами, двигались по определенным маршрутам в Москве и Московской области с пересечением искусственных неровностей, а в определенных местах была проведена имитация ДТП. Данные соответственно передавались в нашу систему. Результаты испытаний показали, что проект работает крайне успешно, и получаемые данные по всем параметрам достаточны для страховщиков. В настоящее время тем требованиям, что мы установили, соответствуют десять операторов мониторинговых систем. Реализация аналогичного проекта теперь обсуждается совместно с «ЭРА-ГЛОНАСС».
- Если эксперимент окажется удачным, будет признана целесообразность его масштабирования на всю страну, что потребуется сделать РСА?
- РСА потребуется создавать центр по приему и обработке сведений, поступающих от датчиков системы «ГЛОНАСС», установленных на автомобилях. Это посильная для союза работа.
- Есть ли аналогичные проекты, например, в странах Европы?
- В Европе работает eCall - система экстренного вызова экстренных служб при серьезных ДТП. Мы же сейчас говорим о расширении, включающем получение данных о небольших ДТП. Использовать некорректируемые данные о происшествии для оформления выплаты в ОСАГО - отличная идея. Это обеспечит нам технологический прорыв. Позволит на шаг опередить действующие системы в других странах.
Реализация того проекта станет прорывной технологией, позволит решить сразу несколько задач - разгрузить сотрудников дорожной полиции, дать страховщикам объективное основание для выплаты, т.е. побороть мошенничество в страховании, и создать комфортный сервис для людей. Представьте: столкнулись на дороге, вышли из машины, позвонили оператору, подтвердили у него, что информация об аварии зафиксирована, и поехали дальше по своим делам. Не надо ждать ГИБДД, не надо потом доказывать страховой компании, что авария была и при каких именно обстоятельствах.
Сегодня мы не связаны никакими устаревшими историями внедрений, никакими психологическими или ментальными ограничениями. Есть все технологические предпосылки, есть желание, есть множество наработок. Поэтому мы надеемся, что удастся скоординировать усилия всех участников и на выходе получить рабочий, эффективный проект.
РСА готовится оспорить новые требования к средствам фиксации ДТП при европротоколе и делает ставку на Глонасс