Соратник Яценюка хочет остановить страховой бизнес Тигипко
Национальная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг) с 9 октября приостановила действие сразу трех лицензий одному из крупнейших страховщиков Украины — группе ТАС. Об этом говорится в сообщении на сайте Комиссии.

Речь идет о приостановке деятельности ТАС в сегментах «автогражданки», «зеленой карты», каско и добровольного медицинского страхования, что фактически составляет 90% бизнеса группы.

В сообщении Нацкомфинуслуг причиной такой жесткой меры воздействия к страховщику, который входит в топ-10 лидеров отечественного страхования, указано «нарушение законодательства в сфере финансовых услуг». Пресс-служба комиссии комментария по этому поводу на момент подготовки статьи не предоставила. Не ответил на звонки корреспондента и член Нацкомфинуслуг Максим Поляков, который с марта 2014-го фактически возглавляет комиссию. Сейчас он в отпуске, так как баллотируется в народные депутаты от партии «Народный фронт» (лидер — Арсений Яценюк). Исполняющий обязанности председателя Нацкомфинуслуг Андрей Литвин слег на больничный.

Старое дело

В самой компании распоряжение регулятора по ТАС считают, мягко говоря, неожиданным. «Мы узнали о нем постфактум, — говорит «Капиталу» предправления СГ ТАС Павел Царук, — С нами никто его не обсуждал, хотя регулятор неоднократно заявлял о стремлении решать проблемы рынка в условиях кризиса совместно с акционерами и топ-менеджерами компаний». По словам Царука, ТАС оспорит распоряжение комиссии о приостановке лицензий в суде, что автоматически заморозит действие документа на период рассмотрения дела. «Поэтому мы продолжим продавать полисы — медицинские, «зеленой карты», «автогражданки» и каско. Уверен, что и суд выиграем», — заявил Царук.

Если распоряжение вступит в силу раньше решения суда, то страховщику придется туго. За каждый день вынужденного «простоя» без лицензий компания такого уровня, как ТАС, по оценкам экспертов, теряет несколько миллионов гривен. Группа является лидером в сегменте «автогражданки» и «зеленой карты», 11-е место — на рынке ДМС, и 13-е — каско. Всего за первое полугодие группа ТАС собрала почти 350 млн грн премий и выплатила около 175 млн грн. У компании нет задолженности перед фондами Моторного (транспортного) страхового бюро Украины и «Зеленой карты». По данным отчетности МТСБУ, с выплатами по «автогражданке» за 6 месяцев 2014-го у ТАС тоже все в порядке.

700 тыс. клиентов у группы ТАС по «автогражданке» и «зеленой карте»

Поэтому Павел Царук считает, что решение комиссии в отношении группы ТАС никак не связано с проблемами в компании. Формальной причиной для приостановки лицензий, по его словам, стали результаты проверки регулятора за 2012 г. Две недели назад Нацкомфинуслуг подняла эти результаты и на их основании вынесла свое октябрьское решение. «Претензия регулятора относится к невыплате пени по кредиторской задолженности за 2012 г. В причинах этой задолженности никто не разбирался, хотя они были объективными. Например, клиент не предоставил документы о страховом случае. Более того, вся эта задолженность была погашена еще в прошлом году», — говорит Павел Царук.

Месть и закон

«Страховщикам нужно вовремя платить клиентам, и тогда у регулятора вопросов к ним не будет», — отмечает председатель набсовета «Саламандра Украина» Юрий Явтушенко. Но большинство страховщиков все же сомневается, что наказание ТАС связано всего лишь с задержками по выплатам. «Тогда надо лишать лицензий 99% рынка, потому что в нынешних условиях большинство компаний не могут нормально выполнять обязательства», — говорит предправления крупной компании, отказавшийся официально комментировать ситуацию.

«Стоит обеспечить прозрачность таких решений, в том числе повысить роль и функции Общественного совета при Нацкомфинуслуг, особенно в вопросах, которые касаются системообразующих страховых компаний», — уверен президент Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Александр Залетов.

Эксперты называют несколько реальных причин приостановки лицензий группе ТАС. Во-первых, это может быть местью партии «Народный фронт» (от имени которой баллотируется в ВРУ Максим Поляков) политическому конкуренту, лидеру партии «Сильная Украина» Сергею Тигипко, которого считают реальным владельцем группы ТАС. Официально 99,9% страховщика принадлежит кипрской компании T.A.S.Overseas Investments Limited. «Не исключено, хотя я мало верю в то, что одна политсила даст в руки другой такой козырь в политической борьбе, как давление админресурса на бизнес», — говорит председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский.
Более вероятной причиной отзыва лицензий у страховщика эксперты считают борьбу, развернувшуюся за фонды МТСБУ (более 300 млн грн. — «Капитал») между Нацкомфинуслуг, народными депутатами и президиумом Бюро. Часть страховщиков, которые входят в президиум, выступили против действий регулятора, пытающегося устровить контроль над МТСБУ. В их числе была и группа ТАС. Если это так, то, по мнению Вячеслава Черняховского, следующими могут лишиться лицензий не те компании, которые испытывают реальные проблемы с платежеспособностью, а «неугодные» комиссии страховщики. Например, дочка крупнейшей европейской группы АХА. «Личные интересы нескольких человек могут привести к громкому международному скандалу», — предрекает президент Украинской федерации страхования (УФУ) Андрей Перетяжко.