Страховщики приготовились к 15 месяцам мошенничества с ОСАГО
Лимит выплат по европротоколу вырос в восемь раз, а доказывать факт ДТП стало нетрудно

С 1 октября вместе с общим лимитом по ОСАГО до 400 тыс. рублей выросла также сумма возмещения, которую могут требовать водители, самостоятельно оформившие документы по аварии, не дожидаясь сотрудников ГИБДД (европротокол).

Если с вступлением в силу общих лимитов возникли сложности (опубликованное указание ЦБ с новой планкой противоречит действующему постановлению правительства), то эксперимент по европротоколу, в котором участвуют четыре региона - Москва, Санкт-Петербург и их области, начинается. Водители из этих регионов, применившие европротокол, могут с 8 октября рассчитывать на страховое возмещение в размере 400 тыс. рублей, а не 50 тыс., как сейчас, - в случае предоставления страховщикам расширенного пакета документов в течение пяти дней после ДТП. Но, по мнению страховщиков, утвержденная правительством схема приведет к росту мошенничества.

Перечень документов для европротокола установлен постановлением правительства от 1 октября 2014 года. В него входят заполненный водителями бланк извещения о ДТП; заявление о прямом возмещении убытков; электронный носитель с информацией, содержащей фото- или видеосъемку машин и их повреждений на месте ДТП, дату и время съемки, а также координаты местоположения технического средства контроля и заявление о том, что данная информация является некорректированной. С 1 января 2016 года единственным подтверждающим источником координат ДТП постановление утверждает данные датчика ЭРА-ГЛОНАСС (сис тема экстренного реагирования при авариях), установленного в автомобиле.

Фото- или видеосъемка должна быть выполнена в течение не более 60 минут после ДТП и включать изображения госномеров машин или двух идентификационных номеров (VIN) (если нет регистрационных знаков); мест повреждения; взаимного расположения машин с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры или иным неперемещаемым объектам. Если есть свидетель, то также потребуется фото госномера его машины. Сейчас участник ДТП предоставляет страховщику только бланк извещения об аварии (такая бумага выдается в двух экземплярах при заключении договора страхования) со схемой аварии и реквизитами.

Европротокол в России можно применять с 2009 года. Изначально лимит возмещения по нему составлял 25 тыс. рублей - это ограничение действует и сейчас, если договор по ОСАГО заключен хотя бы у одного участника ДТП до 2 августа 2014 года. В апреле 2013 года эта сумма была увеличена до 50 тыс. - такой лимит действует по договорам, заключенным после 2 августа. Для четырех перечисленных регионов с октября 2014 года действует расширенный лимит по европротоколу - 400 тыс. В течение двух лет новый потолок планируется распространить на всю страну.

Европротоколом по статистике пользуются только 9% участников ДТП, опасаясь, что страховая компания откажет в выплатах из-за неправильно оформленных документов. В 2013 году страховщики 7,6 тыс. раз отказали в выплате по европрото-колу (то есть по каждому десятому). Главная причина отказа (43% случаев) - неверно оформленные документы. При этом по статистике МВД примерно в 95% аварий ущерб наносится только имуществу, и большую часть происшествий можно оформить без выезда инспектора.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) считают, что применение утвержденных правительством требований в рамках «безлимитного европротокола» приведет к росту страхового мошенничества.

- Положения, установленные постановлением, касающиеся фиксации обстоятельств ДТП для оформления аварии по европротоколу, являются недостаточно четкими и не в полной мере соответствующими требованиям закона об ОСАГО, - указали в РСА.

В РСА считают, что работа по требованиям, которые установлены постановлением, приведет к большому количеству разногласий при урегулировании страховых случаев и породит массу споров и конфликтов между страховщиками и потерпевшими.

- Одна из наиболее очевидных причин подобных разногласий - спор о самом факте ДТП, - указывают в РСА. - Допускается использование технических средств, которые не контролируют движение и положение автомобиля и соответственно не могут определить факт ДТП в автоматическом режиме. Отсутствие автоматической регистрации факта ДТП создает предпосылки для разных мошеннических действий. Включение в состав необходимой информации данных о скорости и ускорении автомобиля, которые позволят определить факт внешнего воздействия на него, - например, удар, - постановление относит только на 1 января 2016 года, то есть на введение обязательного наличия датчика ЭРА-ГЛОНАСС в автомобилях. Таким образом, более года страховщики должны выплачивать значительные суммы (до 400 тыс. рублей) по документам и сведениям, в подлинности которых они не могут быть уверены.

- Положения принятого постановления не препятствуют мошенническим действиям и при переносе данных с фото-или видеоустройства, - продолжает представитель ассоциации. - Отсутствие четких требований в части некорректиру-емости данных позволяет использовать различные технические возможности для внесения изменений в фотографии или замены настоящих снимков на подложные. Необходимость представления потерпевшим только заявления о том, что вся представленная информация является некорректированной, - примитивная мера.

Директор по урегулированию убытков ОАО «Согаз» Владимир Козлов отмечает, что сегодня водители обращаются в страховую компанию по ОСАГО без вызова инспектора при простых, понятных и некрупных ДТП - когда очевидно, кто из участников аварии был виноват. Собеседник признает, что, когда выплата ограничена 25 тыс. рублей, страховщики готовы брать на себя риск мошенничества.

- Когда лимит выплаты без участия сотрудника ГИБДД составляет 400 тыс., то риск мошенничества существенно выше и его необходимо исключить, - считает Козлов. - В том числе за счет использования жестких стандартов, применяемых к техническим средствам фиксации ДТП. Следует отметить необходимость существенного ужесточения ответственности за мошенничество, например, путем внесения поправок в Уголовный и Административный кодексы, предусматривающих большие сроки и штрафы.