Продажи туров после череды банкротств практически остановились
Около 130 тысяч россиян пострадали в результате банкротства туроператоров с середины июля, сообщила "Интерфаксу" пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина.
"В результате банкротства 14 туроператоров в период с 16 июля по 15 сентября с.г. пострадало около 130 тысяч россиян. В том числе более 70% - клиенты пяти крупных компаний: "Нева" (остановилась 16 июля), "Лабиринт" (2 августа), "Солвекс-турне" (8 сентября), "Южный Крест" (10 сентября) и "Верса" (15 сентября)", - сказала И.Тюрина.
Она пояснила, что пострадавшими считаются туристы, которых пришлось досрочно вывозить с зарубежных курортов из-за проблем с гостиницами и обратными билетами - таковых оказалось 56 тыс., а также те, кто не смог воспользоваться оплаченными турами.
"Российский туристический рынок переживает глубокий системный кризис, спровоцированный политическими и экономическими факторами. 2014 год оказался для турбизнеса значительно хуже, чем даже кризисный 2009, когда снижение выездного турпотока составило 15-20%. В этом году падение спроса на турпоездки достигло 30-50%, а после первых четырех-пяти банкротств продажи туров практически остановились", - подчеркнула И.Тюрина.
По ее словам, отсутствие оборотных средств и жесткая конкуренция на туристическом рынке, когда предложение значительно превышает спрос, вызвали "эффект домино", что стало причиной краха еще 10 компаний.
"Однако нынешнюю ситуацию на туристическом рынке России нельзя назвать беспрецедентной. Аналогичную "чистку" пережили и другие страны, прежде всего, Европы. Например, в 2008-2010 годах произошло более сотни банкротств в Великобритании, только в 2010 году там разорилась 41 компания. Во Франции за эти годы обанкротилось 12 операторов разного уровня, в Польше - 10", - сказала пресс-секретарь РСТ.
Она также отметила, что по числу прекративших свою работу компаний российский туризм не является лидирующей сферой деятельности, добавив, что банков в России закрывается значительно больше.
В то же время, по словам И.Тюриной, каждое банкротство туроператора вызывает огромный резонанс, несопоставимый с реакцией потребителей и СМИ на закрытие банков.
"Связано это, прежде всего, с тем, что в момент остановки туристической компании значительное количество ее клиентов находится за рубежом и, как правило, подвергается давлению со стороны отелей и принимающих компаний. Нередко выясняется, что у многих туристов не оплачены обратные билеты, а значит возникают проблемы с возвращением в Россию", - сказала представитель РСТ.
Кроме того, большинство вкладов россиян не превышают 700 тыс. рублей и попадают под закон о страховании вкладов, в то время как в туризме механизм страхования финансовой ответственности туроператоров не срабатывает.
"Все чаще суммы фингарантий закрывшейся компании не хватает для возмещения полной стоимости несостоявшихся туров", - пояснила И.Тюрина.
В частности, по ее данным, недостаточно средств для возмещения ущерба туристам "Невы", "Лабиринта", "Интаэра", "Южного Креста", Кроме того, отметила представитель РСТ, нет уверенности, что хватит денег клиентам "Солвекса-турне" и "Версы".
"И совсем непонятно, о какой сумме выплат может идти речь для туристов "Авиачартера-ДВ", а также клиентов "Лабиринта" и "Солвекса-турне", у которых в договорах значится страховая компания "Восхождение". Центральный банк отозвал у нее лицензию, страховщик находится в состоянии банкротства", - добавила И.Тюрина.
Около 130 тыс. россиян пострадали из-за банкротства туроператоров