СФР обсудит ключевые показатели эффективности для страхового рынка 17 октября
Служба Банка России по финансовым рынкам (СФР) намерена рассмотреть вопрос о ключевых показателях эффективности (Key Performance Indicators, KPI) для страхового рынка 17 октября, сообщил агентству «Интерфакс-АФИ» заместитель руководителя СФР Игорь Жук.

По его словам, разработка KPI позволит оценивать эффективность надзорных мер, применяемых к страховым компаниям. Кроме того, для страховых компаний решения, принимаемые надзором, будут прозрачней, а предпосылки к ним очевидней.

KPI разрабатывается также для других секторов финансового рынка и обсуждается с профобъединениями, уточнил И.Жук. «Эта работа находится в начальной стадии. Пока состоялась первая рабочая встреча на эту тему, обсуждение продолжится», - сказал он.

Со своей стороны Всероссийский союз страховщиков (ВСС) подготовил и направил СФР предложения по разработке KPI на эту тему. Если предложения будут реализованы, к 2017-2020 годам рынок страхования в России станет качественно иным.

Проект документа, подготовленный ВСС, текстом которого располагает агентство «Интерфакс-АФИ», в качестве основных целей деятельности регулятора выделяет «глобализацию рынка финансовых услуг российских компаний, повышение инвестиционной привлекательности и формирование добросовестной конструктивной конкуренции, обеспечивающей качество страховых услуг и эффективность страховой деятельности, и усиление роли российского страхового рынка на международном уровне».

ВСС предложил строить KPI на «трех китах»

ВСС предложил обособить ключевые показатели эффективности для Службы Банка России по финансовым рынкам трех типов: регулирование и надзор за участниками страхового рынка, развитие рынка и защита прав потребителей страховых услуг.

В сфере регулирования и надзора ВСС выделил 14 индикаторов. Эффективность деятельности СФР страховщики предлагают оценивать, в том числе, «по количеству своевременно выявленных случаев нарушения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика». Предполагается, что эффективным окажется показатель на уровне свыше 80% случаев к 2020 году. В расчет, по мнению ВСС, должна приниматься доля надежных активов, в том числе на основе рейтингов. К 2017 году более 80% активов страхового рынка должны оцениваться как надежные. Кроме того, должна учитываться адекватность сформированных страховых резервов (подтвержденная данными отчетов актуариев). Приемлемой ВСС предлагает считать ситуацию, когда у 95% страховщиков резервы будут оценены как адекватные к 2017 году.

Кроме того, ВСС считает важным учитывать средний срок получения лицензии на страховую деятельность, количество примененных санкции, оспоренных участниками страхового рынка в судах различных инстанций (вступившие в силу решения судов, отменяющие или изменяющие ранее примененные санкции) (менее 10% к 2020 году), объем потерь страхователей, выгодоприобретателей и кредиторов страховщика при его банкротстве, соответствие надзора за страховыми компаниями ведущей мировой практике (соответствует к 2020 году) и уровень доверия населения к страховой отрасли (по опросам по всероссийской выборке) (более 50% к 2020 году).

Для оценки регулирования и надзора союз предлагает также учитывать «уровень достаточности капитала, долю неликвидных активов, долю вложений в аффилированные компании (их должно оставаться менее 20% к 2017 году), долю просроченной дебиторской задолженности, долю просроченной кредиторской задолженности и полученных займов, значение комбинированного коэффициента убыточности-нетто (менее 102% к 2017 году) и максимально возможную страховую выплату-нетто по отношению к собственным средствам (менее 30% к 2020 году у 95% страховых компаний)».

Более 60% граждан по собственной инициативе приобретут полисы страхования к 2020 году

Уровень развития страхового рынка ВСС предлагает оценивать по 8 индикаторам, в числе которых доля страховых премий в ВВП (более 4% к 2020 году), доля страхования жизни в объеме совокупной страховой премии (более 40% к 2020 году), доля добровольных видов страхования в объеме совокупной премии (более 90% к 2020 году) и объем страховых премий на душу населения (более 20 тыс. рублей к 2020 году).

Планируется рассчитывать долю домохозяйств, предприятий и объектов, охваченных страхованием (более 70% к 2020 году), долю квартирного фонда, охваченного страхованием (более 70% к 2020 году) и долю автовладельцев, имеющих полис автокаско (более 70% к 2020 году), долю граждан, пользующихся страховыми услугами. Она должна достигнуть 98% к 2020 году с учетом ОМС и более 60% к 2020 году без учета ОМС. Доля граждан, пользующихся 2 и более страховыми услугами, должна превысить 40% к 2020 году.

Уровень развития рынка, по мнению ВСС, также характеризует доля выплат страховщиков в оценке общего ущерба от стихийных бедствий, техногенных катастроф и аварий (более 40% к 2020 году), число судебных разбирательств, связанных с несовершенством страхового законодательства, средняя доля расходов на ведение дела страховых компаний (менее 30% к 2020 году) и средняя доля компенсационных выплат по видам страхования.

До 50% споров по страхованию должны решаться в досудебном порядке через 6 лет

В разделе защиты прав потребителей союз выделает пять индикаторов, включающих число судебных разбирательств по страховой тематике.

Среди них - число судебных или досудебных разбирательств страхователей, связанных с их недостаточной информированностью, долю внесудебного урегулирования спорных вопросов в общем объеме страховых споров (более 50% к 2020 году), размер страховых выплат по судебным или досудебным решениям по отношению к совокупным выплатам и уровень удовлетворенности потребителей услугами страховых компаний (по опросам по всероссийской выборке) (более 50% к 2020 году).

KPI - показатель достижения успеха в определенной деятельности или в достижении определенных целей. KPI - это количественно измеримый индикатор фактически достигнутых результатов.