Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев: ОСАГО исчезает из регионов?
ОСАГО - в глубоком кризисе. Говорят об этом не только страховщики, но и экономисты, аналитики, крупные эксперты. А еще говорят, что ОСАГО уходит из регионов.

Так ли это? Чем это грозит рядовому российскому автолюбителю - не столичному, а региональному? К чему ему готовиться?

Институт региональных проблем пристально следит за этим рынком, поскольку «автогражданка» - это не некая «обязаловка», это действенный инструмент социальной защиты. ОСАГО уже воспринимают как должное, давно никто не помнит о «разборках» на дорогах - теперь практически все споры можно решить цивилизованным путем. Да, механизм этот в России еще не совершенен - так как он в разы моложе, чем в Европе - но... он у нас и не развивается. Он стагнирует.

Оренбург, Санкт-Петербург, Орск, Челябинск, Екатеринбург, Казань, Рыбинск, Череповец, Пенза, Благовещенск, Улан-Удэ, Северодвинск, Саранск - список этот можно продолжать очень долго.

В этих городах автовладельцам все сложнее оформить полис ОСАГО. А ведь его нужно иметь, даже если садишься за руль всего раз в год.

Неужели страховщики не хотят работать?

Любая система должна быть сбалансирована. Чтобы что-то отдать, надо это «что-то» откуда-товзять. И чтобы возмещать ущерб всем пострадавшим, страховщики должны получать прибыль. Выплачивать приходится все больше и больше, так как российский автопарк дорожает - дорожает и стоимость ремонта. А вот с прибылью хуже - тариф на ОСАГО не менялся 10 лет. Инфляция выросла на 130 %. ОСАГО не обогащает страховщиков,оно приносит прямые убытки.Система «провисает», взять - неоткуда.

Поэтому крупные игроки уходятиз региона. А человек в таком регионе идет не к надежным страховщикам, а к тем, кто «попроще»,кто занимает последние места в рейтингах. Оформить полис там можно тоже - вот только выплаты в случае ДТП можно так и не дождаться. В итоге человек, попавший в аварию, либо восстанавливает автомобильза свой счет, либо идет в суд, погрязает в разбирательствах, чтобы на выходе получить до смешного маленькие деньги.

Либо же, пытаясь выпутаться, человек обращается к «автоюристам», которые на поверку частооказываются самыми настоящими мошенниками. От имени автовладельцев они через суд выбивают со страховщиков огромные выплаты, но очень часто до пострадавших эти деньги так и не доходят, оседая в карманах этих самых «страховых комиссаров».

Конечно, мы не хотим разорять людей. Не хотим завышенных цен на ОСАГО - мы не настороне страховщиков. Экономика должна быть экономной. Но не разрушительной! Мы пытаемся сберечь человеку совершенно незначительные суммы, вместо этого мы подставляем его под удар. Этопорочная, деструктивная, обманчиво-социальная практика, от которой уже давно ушли на Западе, и которую можно охарактеризовать только как «хотели как лучше...».

Мы не идеализируем ситуацию - в регионах уровень жизни совсем другой, чем в Москве. Даже после незначительного повышения тарифов какая-то часть людей оставит машину «на приколе» - не потому, что у человека не найдется пары лишних тысяч рублей за год, а потому, что он просто найдет, на что их еще потратить. Возможно, число страхователей и сократится. Но те, кто останется, будут более защищены. Неизбежный процесс - но мы не ставим в таком случае под удар абсолютно всех автовладельцев. Бунта «голодных автолюбителей» мы не ждем совершенно точно.

Каков дальнейший сценарий развития событий? Их, собственно, два. Первый: позитивный. Сейчас вГосдуме рассматривается законопроект, согласно которому в разы увеличатся лимиты выплат поущербу -(со 120 до 400 тыс.руб. по «железу» и со 150 до 500 тыс.руб. «по здоровью»). Если и тарифы будут соразмерно увеличены, то рынок не только перестанет стагнировать - он оздоровится, а люди смогут рассчитывать на беспроблемное возмещение.

Негативный сценарий: тариф остается на прежнем уровне, но страховщиков заставляют платить все больше и больше. Страховщики сворачивают ОСАГО окончательно, а людям предоставляется возмещать ущерб самим себе.

Как будто у них и без того проблем недостаточно.