Единый агент РСА - попытка добиться справедливости
Проблемы с доступностью ОСАГО возникли в отдельных регионах, прежде всего на Юге России, в связи с повышенной активностью автоюристов, из-за которых страхование там стало высокоубыточным. По оценкам РСА, за последние несколько лет автоюристы изъяли из системы ОСАГО порядка 10 миллиардов рублей. Очевидно, что ситуация нелогична: в одних регионах система работает сбалансированно, в других – полностью выходит из-под контроля из-за противозаконных действий различных структур. А страховые компании в связи с этим получают убыточность по ОСАГО в 200-300%. А ведь страховщики – это коммерческие организации, и они должны быть прибыльными для акционеров. При этом количество проблемных регионов, к сожалению, растет: еще недавно их было 4, а сейчас уже 6.
Все это в итоге привело к появлению сложностей с приобретением полисов в так называемых «токсичных» регионах. К решению этой проблемы сейчас подключены и страховщики, и РСА, и Центробанк. Вместе с коллегами из РСА эксперты «Ингосстраха» ездили по регионам, начиная с Юга России, обсуждали эту проблему с судейским корпусом, с правоохранительными органами, а также с местной властью на уровне губернаторов и их замов. Так что сейчас эти вопросы рассматриваются в разных ведомствах, на самом высоком уровне.
Для решения проблем с доступностью полисов ОСАГО РСА запустил систему так называемого Единого агента. Утвержден порядок, при котором между всеми страховыми организациями – членами союза будет заключаться агентские договоры. Каждый страховщик будет продавать в проблемных регионах полисы любой из компаний, входящих в РСА. Страховщики долго создавали этот механизм, долго обсуждали спорные моменты, была проведена работа, направленная на то, чтобы все члены РСА присоединились к проекту не только на бумаге, но и фактически.
Единый агент РСА полноценно заработал со 2 августа 2016 года, «Ингосстрах» в тот же день начал работу в системе. В первую очередь через Единого агента РСА будут продавать полисы тех компаний, которые были менее представлены в проблемных регионах.
Пока число проданных полисов в рамках системы измеряется единицами. В первые же дни реализации проекта выявилась масса технических проблем. В частности РСА столкнулся с ситуацией, когда отдельные компании подписали соглашение о работе с Единым агентом, однако по различным техническим причинам их полисы продать невозможно. Сейчас обсуждается вопрос о том, какие меры будут применяться к тем, кто будет продолжать нарушать установленные правила. Для профилактики злоупотреблений РСА ежечасно замеряет продажи, если полисы каких-то компаний не продаются, им направляется срочное предупреждение об устранении нарушений.
Проект сложно запускается, поэтому страховщики с регулятором находятся в постоянном диалоге. Все заинтересованы в том, чтобы механизм заработал. Проблема доступности полисов ОСАГО – общая и для страховщиков, и для регулятора.
«Ингосстрах» с самого начала поддерживал идею создания Единого агента РСА, с нашей точки зрения это действенный метод решения проблемы. Благодаря ему с одной стороны будет обеспечена доступность полисов ОСАГО для всех граждан, с другой – это путь добиться некоторой справедливости на рынке. Теперь убытки в «токсичных» регионах будут распределяться между всеми страховщиками по справедливой формуле.
Мы заранее запланировали определенные меры, чтобы довести долю «Ингосстраха» в проблемных регионах до уровня нашей общероссийской. Надо заметить, что наши полисы в небольших количествах продаются там и без Единого агента. Мы также продолжаем бороться с автоюристами всеми доступными законными методами.
Мы прекрасно понимаем, что какие-то дополнительные убытки в связи с работой Единого агента у нас будут. При этом нужно учитывать, что все страховые компании работают по-разному. То, что в среднем по рынку ситуация с убыточностью ОСАГО в данных регионах совсем плохая, не означает, что настолько же плохой она будет и у каждой отдельно взятой компании. Если компания сопротивляется незаконной работе автоюристов, ходит в суды, проходит все инстанции, как это делает «Ингосстрах», то результат с убыточностью у нее будет лучше, чем среднерыночный, определяемый компаниями, которые не сопротивляются автоюристам, а главное – не платят по убыткам, чем провоцируют застрахованных и автоюристов обращаться в суд. Поэтому мы надеемся, что наш финансовый результат в «токсичных» регионах будет лучше, чем среднерыночный. Конечно, убытки все равно будут, но мы постараемся их минимизировать. Мы уверены, что перекроем эти убытки и в целом по рознице в отрицательный финансовый результат не выйдем.
Конечно, Единый агент – это вынужденная, не вполне естественная мера, с помощью которой осознанно распределяются убытки, которые тоже являются искусственно созданными. Конечно, надо бороться с базовыми причинами сложившейся ситуации. Один из важнейших законопроектов по ОСАГО – о возмещении в натуральной форме, к сожалению, не был принят в весеннюю сессию, хотя президент давал соответствующее поручение по итогам «прямой линии». Мы надеемся, что закон все-таки будет принят, и это позволит стабилизировать систему ОСАГО.
Судить об эффективности работы системы Единого агента РСА можно будет, как минимум, по результатам третьего квартала 2016 года, не раньше. Если мы увидим, что этот механизм работает эффективно, то возможно в будущем его можно будет использовать и как временный инструмент для продвижения электронного ОСАГО. Сегодня эта идея обсуждается. Если к моменту запуска е-ОСАГО будут приняты все необходимые законопроекты для стабилизации системы в целом, а компании проведут все необходимые действия для стабилизации собственного бизнеса, то тогда электронный полис – это будущее страхового рынка.