Страховщики предлагают увеличить тариф ОСАГО на 70%
В Свердловской области катастрофическая ситуация с нестрахованием транспортных средств и ответственности, утверждают эксперты.
Процент страхования опасных объектов крайне низок, а количество аварий с летальным исходом высоко. Основная проблема отрасли заключается в том, что страховые выплаты не покрывают расходов на ремонт автомобиля. Чтобы решить эту проблему, участники рынка предлагают увеличить тариф ОСАГО на 70% и развивать систему европротокола при оформлении ДТП. Об этом сегодня шла речь за круглым столом «Страхование как необходимый элемент защиты финансовых интересов транспортного комплекса и его инфраструктуры».

Со стороны правительства Российской Федерации тоже предпринимаются шаги для решения этой проблемы. Так, в прошлом году был принят законопроект об увеличении выплат по ОСАГО: при страховании имущества до 400 тыс. руб., при страховании здоровья до 500 тыс. руб. Более того, правительство РФ предложило заменить обязательные тарифы «вмененными» (Вмененные — нефиксированные тарифы. По словам участников круглого стола, определения этого термина в законодательной базе РФ относительно страхования пока нет — прим авт.). Как утверждают эксперты, вводя такой тариф, власть просто устанавливает минимальную ставку страхования. Но они считают, что эти инициативы проблем отрасли не решат, поэтому выдвигают свои предложения.

«В стране существует недовольство ОСАГО в принципе, так как страховых выплат на ремонт автомобиля не хватает. Это связано с тем, что стоимость автосервиса с 2003 года (ОСАГО появилось в России с 1 июля 2003 года — прим авт.) возросла в 2 раза, а тарифы не изменились. Чтобы увеличить выплаты в соответствии с новым законом, деньги нужно откуда-то взять. На наш взгляд, экономически обоснованное повышение тарифов в связи с введением нового закона должно составить 70,8%», — заявил президент российского союза автостраховщиков Павел Бунин.

Кроме того, эксперты утверждают, что назрела необходимость изменения системы надзора над отраслью, потому что на этот сегмент приходит большое количество жалоб.

«В первом полугодии 2013 года число обоснованных жалоб на страховые компании от физических и юридических лиц в УрФО достигло 278, а количество обращений от судей растет в арифметической прогрессии. За этот период в УрФО зарегистрировано более 100 случаев привлечения страховых компаний к административной ответственности», — рассказала начальник межрегионального управления службы Банка России по финансовым рынкам в УрФО Светлана Фурдуй.

Впрочем, несовершенством законодательной базы пользуются не только страховщики, но и их клиенты. Так, участники рынка жалуются, что за период действия ОСАГО в России обанкротилось около 100 компаний, практиковавших такой вид страхования. Как утверждает Павел Бунин, в результате банкротства у компаний, «убежавших с рынка», остался в общей сложности 21 млрд руб.

«Основная проблема отрасли — отсутствие уголовной ответственности компаний в случае разорения», — отметил эксперт.

Кроме решения юридических проблем, по мнению специалистов, увеличению желающих застраховаться будет способствовать развитие системы европейского автопротокола в России, но и тут не все просто.

«Основная цель введения европейского автопротокола в России — освободить дороги при ДТП, так как он позволяет ускорить процесс выплат. Но с расширением этой системы возможно увеличение страхового мошенничества. В принципе, использование системы ГЛОНАСС позволило бы фиксировать ДТП с высокой точностью и исключить случаи мошенничества, но пока это невозможно», — заключил Павел Бунин.

Отдельной проблемой участники рынка обозначили нежелание перевозчиков страховать пассажиров.

«По данным Минтранса России за 2012 год, в стране в пассажирских креслах автобусов побывало более 21 млрд человек. Из них было застраховано всего 12 млрд. Перевозчик занижает количество пассажиров при оформлении ОСАГО. Каждый из них юлит в меру своих способностей. Наша основная задача — свести это к минимуму», — заявил президент Национального союза страховщиков ответственности Андрей Юрьев.

Он предложил при оформлении ОСАГО для региональных перевозчиков перейти на расчет исходя из количества мест сидения или пассажировместимости транспортного средства как наиболее эффективного фактора для определения пассажиропотока.

Но представители транспортных организаций отреагировали на это предложение крайне негативно.

«Страхование — это прежде всего экономический регулятор пассажирского транспорта. Вы от этой функции отказались, хотя вам за нее платят. Уходя от решения более приземленных вопросов, вы никогда не сможете повлиять на уровень смертности на дорогах. Вы не понимаете, что вместимость автотранспортного средства при определении суммы страхования не должна играть никакой роли. Хотя бы потому, что она никак не влияет на реальную заполняемость автобусов, так как она разная не только в регионах страны, но и у водителей автобусов, которые ездят одним маршрутом. Вы предлагаете ввести совершенно абстрактный коэффициент, который удобен вам, как людям, сидящим в кабинетах», — заявила директор союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области Лилия Саранчук.

Таким образом, участники круглого стола сделали вывод, что при реформировании автострахования в России еще есть над чем подумать, чтобы после проведения очередных реформ ситуация в отрасли не ухудшилась.